Thursday, 27/7/2017 | 8:39 UTC+2
ХОРОШИеНОВОСТИ

Европейская академия кино раздала свои призы в Берлине

В Берлине вручены призы европейского кино, ежегодно присуждаемые Евроакадемией: два главных из них отправились в Данию. Интригу конкурса составило состязание двух фильмов из этой страны. Европейским фильмом года признана «Меланхолия» Ларса фон Триера, а европейским режиссером года назвали соотечественницу Триера Сюзанну Биер — постановщицу картины «Месть».

Вопреки стенаниям об упадке европейского кино (в контексте заката самой Европы), в этом году оно было представлено вполне достойно. В числе номинантов оказались такие известные режиссеры, как Аки Каурисмяки и Бела Тарр со своими новыми прекрасными работами (они, впрочем, остались без наград), а также братья Жан-Пьер и Люк Дарденны, чей «Мальчик с велосипедом» награжден призом за лучший сценарий.

Мало того, в конкурсе оказались «Король говорит!» Тома Хупера — фаворит прошлогодней оскаровской гонки, а также «Артист» Мишеля Хазанавичюса, на которого недавно посыпался дождь призов от американских кинокритиков. Но в Европе «Артиста» наградили только за музыку, а «Короля» — видимо, сочтя, что он и так в золоте и к тому же не совсем европейский, — ограничили призами за лучший монтаж и лучшего актера: естественно, им стал Колин Ферт.

Самым сильным соперником Ферта в списке номинантов был Мишель Пикколи с его ролью в фильме «У нас есть папа», но французского ветерана фактически вывели из конкурса, наградив специальным призом за вклад в кинематограф.

Сенсацией стало решение евроакадемиков отдать самую главную награду Ларсу фон Триеру, который, несмотря на зрелый возраст, по-прежнему выступает как неисправимый «анфан террибль» европейского киноистеблишмента. В этом году Триер отличился в Канне скандальными репликами на пресс-конференции, которые были интерпретированы как выражение симпатий к нацизму, и получил титул персоны нон грата на Каннском кинофестивале.

Во Франции на фон Триера даже завели уголовное дело, а режиссер в ответ назвал французов «настоящими нацистами». Теперь фон Триер старается вовсе не особо светиться на публике, чтобы не «ляпнуть» снова что-нибудь непотребное. Не явился датчанин и на церемонию вручения европриза (награду приняла его жена, Бенте Фроге). Возможно, отсутствие режиссера устроило Европейскую киноакадемию, решившую проявить благородство и поддержать «оступившегося гения». Помимо титула лучшего фильма года, «Меланхолия» получила призы за работу оператора и художника.

Пикантность фестивальной ситуации заключалась в том, что вторую по значению награду — «Европейский режиссер года» — отхватила Сюзанна Биер, та самая соотечественница Триера, которая стала объектом одной из его неполиткорректных реплик («Я не против евреев, но когда я встретил Сюзанну Биер…»).

Триер, конечно, сказанул лишнего, пишет «КоммерсантЪ-Украина», но его раздражение можно понять. Режиссера, поднявшего на своих плечах датское кинокоролевство и сделавшего его одним из самых мощных в Европе, за океаном дискриминируют: его фильмы не прокатывают в Америке и не выдвигают на «Оскар». Зато Сюзанна Биер делает там успешную карьеру, а правильная, политкорректная и совершенно посредственная «Месть» поощряется «Оскаром» как лучший иностранный фильм.

Своим соломоновым решением, пишет издание, европейские академики хотят сказать: «Мы — за высокое искусство, поэтому награждаем «Меланхолию». Но мы все равно не прощаем Триеру его выходки и вот, в пику ему, назначаем лучшим режиссером оскорбленную Сюзанну Биер». Выглядит эта комбинация просто смешно, ведь в режиссерской номинации встретились Триер, Каурисмяки, Тарр и Дарденны. Победа Сюзанны Биер над ними всеми может убедить только тех, кто любит интриги, а не искусство.

На этом фоне распределение остальных наград уже не кажется принципиально важным, хотя и в нем обнаруживаются, мягко говоря, спорные решения, а то и явные нелепости, продолжает «КоммерсантЪ-Украина». Так, актрисой года избрана Тильда Суинтон за роль несчастной матери малолетнего преступника в фильме «Что-то не так с Кевином».

Не умея играть плохо, британская актриса повторяет приемы, много раз отработанные в гораздо более органичных воплощениях. Надо сказать, что все ее соперницы по этой номинации — Кирстен Данст и Шарлотта Гензбур из «Меланхолии», Сесиль де Франс из «Мальчика с велосипедом» и Надежда Маркина из «Елены» — сыграли свои роли интереснее.

В номинации за лучший документальный фильм награда была практически предопределена: ее получил Вим Вендерс, один из основателей Евроакадемии, за свою самую успешную работу последних лет — «Пину».

Напомним, что в прошлом году на награду Европейской киноакадемия претендовал фильм украинца Сергея Лозницы «Счастье моё» (Украина-Германия-Нидерланды).

Справка

Европейская киноакадемия (European Film Academy, сокращённо EFA) — влиятельная общественная организация, насчитывающая около 2000 членов, объединенных общей целью продвижения европейского кино.

Кинофорум, организованный в 1988 году по инициативе Ингмара Бергмана, учредил кинопремию European Film Awards, которая вручается в Берлине каждый нечетный год — по четным годам церемония награждения проходит в различных европейских городах.

По материалам: «КоммерсантЪ-Украина».

Об авторе

Написать комментарий

Ваш емейл публиковаться не будет *

Популярная новость

Новость к чаю

Реклама