Новости Персоны

Владимир Хорунжий: «Кино — это хенд-мейд бизнес».

Один из самых опытных украинских кинопродюсеров. В свое время он руководил оркестром Гостелерадио Украины, занимался продюсированием и аранжировкой песен для Ротару, Ивасюка, Тухманова, писал музыку к фильмам. В 1977 эмигрировал в США, где выступил продюсером более чем в десяти лентах. Одной из самых знаменитых стала комедия «Нервы на пределе» с Джимом Керри, Кирстен Данст и Стивом Одекерк. Написал музыку к сорока американским картинам, в их числе «Лангольеры», вторая часть «Возвращения живых мертвецов». В Украине он занимался фильмом Оrange love, а в 2010 году основал продакшн-студию inQ. Сейчас на подходе два новых фильма Владимира Хорунжего: «Влюбленные в Киев» и «Синевир».

Темой же нашего разговора со столь опытным «киношником» стали деньги, а точнее то, на сколько реально зарабатывать на украинском фильмопроизводстве.
Первый вопрос и сразу в лоб: сколько стоит снять кино в Украине, России и Голливуде?

Цены зависят от объективных параметров, поэтому в Голливуде может быть дешевле чем здесь. Цены колеблются от 5000 долларов до бесконечности. Все зависит от целей, то есть от того, для чего делается это кино, что от него хотят получить.

Если говорить о формате: снять полнометражное кино, «прокатить» его и заработать денег?

Это сужает фокус. Но опять же такой фильм может быть снят за одинаковую сумму что в Голливуде, что у нас, что в любой другой точке земного шара. Все зависит от сценария, от сюжета, от жанра, от участия звезд. В конечном счете, бюджет зависит от продюсера.

Мне вспоминается фильм «Паранормальное явление» — фильм ужасов, снятый за небольшой бюджет (около 15 тыс. долл.) и который имел огромный успех в мире. Возможно ли такое кино снять у нас?

На самом деле — это один из инструментов маркетинга фильма: игра в самое дорогое или самое дешевое кино. РR-ход, если хотите. Людям любопытно посмотреть фильм который такой дешевый и такой популярный. На самом деле за 15 тыс. долларов фильм на профессиональной аппаратуре снять нельзя. Только аренда оборудования будет стоить значительно дороже чем заявленный бюджет фильма. Поэтому делают псевдодешевый фильм, заявляют нереально низкий бюджет. Например, у первого из таких фильмов с псевдонизким бюджетом «Ведьма из Блэр», который якобы обошелся создателям в 22 тыс. долларов, только бюджет на раскрутку был 35 млн. Так что все эти «дешевые» фильмы на самом деле значительно дороже чем пишут в прессе и говорят на пресс-конференциях.

Реально ли в Украине снять кино, на котором можно заработать?

Абсолютно реально. Просто при этом надо мыслить реальными категориями. Как, например, можно произвести автомобиль в Украине за 50 тыс. долл. и рассчитывать на нем заработать? Тоже самое и кино. Нельзя сделать кино в Украине за 5 млн. и выйти в «плюс». И за 3 нельзя, и, даже, за миллион нельзя. Пока что еще рано. Надо делать фильмы под миллион. Наша студия InQ все фильмы делает как раз под миллион. И «Влюбленные в Киев», и «Синевир» — они дешевле миллиона. При составлении бюджета, нужно просто посчитать сколько принесет плата за показ на ТВ, прокат в кино… Но тут опять же надо сделать фильм таким качественным, чтобы он мог посоревноваться с другими фильмами не только у нас в стране, но и хотя бы на рынке СНГ. От проката в Украине фильм заработать точно не может. У нас ограниченное количество кинотеатров, да и в принципе люди мало ходят в кино.

Я правильно понимаю, что кино, на котором люди рассчитывают заработать в любом случае должно выходить за пределы Украины?

По хорошему фильм должен выйти не только за границу Украины, но и границу СНГ. Фильм надо намеренно делать экспортным, делать таким, чтобы он выдержал конкуренцию не только на постсоветских просторах, но и на мировом рынке.

Кстати чтобы выстоять на рынке в СНГ нужно принять во внимание и множество дополнительных факторов. Например, коррупция. На Западе же, в Азии нет ничего кроме рыночных реалий. Если вы сделали оригинальный жанровый фильм, с хорошим сценарием и игрой актеров, то в конечном итоге он имеет значительно больше шансов быть купленным на мировом рынке, чем на рынке СНГ.

Тут надо сделать оговорку, что под словом «СНГ» в первую очередь я подразумеваю Россию, потому что там деньги есть. Там начисто отвергают украинские фильмы. Вот такой у них своеобразный подход. Чтобы тамошние прокатчики приняли фильм «Влюбленные в Киев», пришлось из названия выкинуть слово «Киев». У них так во всем шоу-бизнесе. Чтобы украинской звезде выйти на рынок СНГ, надо идти на поклон к Пугачевой, Крутому и другим товарищам, которые доминируют рынком. Поэтому сразу надо нацеливаться на мировой рынок и не боятся. Работая на внутренний рынок заработать невозможно, но если брать высоко, то даже сравнительно небольшие бюджеты могут принести неплохой доход.

Вы упомянули вопрос коррупции, скажите чем еще отличаются условия кинопроизводства у нас и за рубежом?
За границей ни то, что коррупции, там вообще никаких препятствий нет — только возможности. Если у тебя есть талант, есть желание серьезно поработать, то считай, что у тебя есть сумасшедший шанс выйти и завоевать мировой кинорынок. Примеров тому множество. Один из них — это, еще 10 лет назад никому не известный, режиссер Джеймс Ван. Австралиец, автор серии фильмов «Пила». В свое время он потратил год, чтобы создать медиа-кит, где был детализированный сценарий, постановочный план и многое-многое другое. Он даже маску главного героя сделал своими руками. И со всем этим он пошел к продюсерам. И у тех не было просто другого выбора, кроме как дать ему денег.
Еще одно ключевое отличие — это то, что сам рынок стимулирует создавать хороший продукт. И не только от обилия людей, которые своим примером уже показали что на кино можно зарабатывать миллиарды, но и большими возможностями проявить себя. Если ты сделал хороший фильм, мультик, документалку, которые не годятся для проката в кино, у тебя всегда есть возможность продать их на ТВ или распространить через интернет и заработать на этом деньги.

Что не хватает Украине, чтобы стать похожей на Голливуд?
В первую очередь это кинотеатры. Вместо того, чтобы заниматься финансированием нашего кинематографа, государство должно обеспечить площадки для демонстрации. Вообще финансирование государством кинематографа — это, не побоюсь этого слова, «тупая» деятельность. Кино — это хенд-мейд бизнес. Государство не может туда зайти и кому-то давать денег. Автор фильма должен сам найти деньги. Это залог того что конечный продукт будет качественным. И государство не должно на это влиять. Оно должно обеспечить инфраструктуру (кинозалы, кинотеатры) и климат, чтобы инвестору, в том числе и иностранному, было комфортно давать деньги на кино.

Но в первую очередь все-таки кинозалы, кинозалы и еще раз кинозалы. В свое время Украина была самой кинофицированной республикой Советского Союза. Если учитывать все передвижные синематории, клубы и дома отдыхов с залами то у нас было около 40 тыс. киноточек. Сейчас в стране действует 340 кинозалов — это даже не кинотеатров, а именно кинозалов. Речь идет о нормальных современных кинозалах с нормальным экраном и нормальным звуком. В США например 18 тыс. кинотеатров и более 60 тыс. залов. У нас сейчас есть большие города вообще без какой-либо возможности нормально посмотреть там кино. Город Херсон с одним кинотеатром — и это областной центр. А города помельче и вовсе без кинотеатров. Люди разучились ходить в кино и не потому что не хотят, а потому, что у них нету такой возможности.
Что касается инвестиционного климата, то думаю, нам стоит пойти по пути России. Ельцин еще в конце 90-х принял закон о российском кинематографе, в котором были прописаны определенные стимулы для инвесторов. Любой бизнесмен, вкладывающий деньги в кино мог произвести взаимозачет с государством, вместо уплаты налогов. То есть Россия где-то лишилась какой-то суммы денег от уплаты налогов, но благодаря этому развилось кино. Если Украина повторит российский опыт с налогообложением, тогда украинский кинематограф ждет светлое будущее. Ведь если инвестору создать условия, он пойдет и даст деньги на кино. Ведь кинопроизводство — это один из последних в мире бастионов сверхприбылей. Только в кино можно потратить на производство 1.5 млн. долларов, а уже через год заработать на нем в 100 раз больше.

Охотно ли украинские инвесторы идут на вложение денег в кино или для них это не привычно?

Очень непривычно. Мы прошли через 90-е и 2000-е годы, когда это был «лохотрон» или некая спонсорская деятельность, дружеский жест богатого дяди. Тогда никто даже не думал о возврате потраченных денег. И это сильно укоренилось в голове у инвесторов, теперь им очень трудно доказать что кинопроизводство — это прибыльная деятельность.

А зарубежные инвесторы склонны давать деньги на производство украинского кино?

Они не склонны инвестировать за пределы собственной страны, по причине того что для них совершенно не понятны механизмы кинопроизводства у нас. Им проще, понятнее и удобнее работать на родине, что собственно и происходит. Сегодня везде в мире происходит возрождение национального кино. Южная Корея, Япония, Румыния, Польша, Болгария, Хорватия, Мексика и многие другие — у них огромные бюджеты, снимают, среди прочего, такой сложный жанр, как фантастика. И главное снимают не только для себя, а для мирового рынка и по правилам этого рынка.

В чем залог успеха национального кино на мировом рынке?
Принимая во внимание опыт других стран можно уверенно сказать, что любой фильм, сделанный в Украине с прицелом на мирового зрителя должен соответствовать определенным нормативам. Если это фильм будет «авторским», аля «я имел всех ввиду и буду делать то, что нравится мне» — у него не будет никакого шанса.

Нам сейчас надо своими силами восстановить индустрию производства недорогого, коммерческого кино, на которое пойдут люди. И я имею ввиду не опустошающее мозг «мыло», на которое присадили наших несчастных бабушек, а нормальное кино с продуманным сценарием с нормальным актерским составом. Украинское кино — это деятельность, которая должна возродиться за счет коммерческого кино.
Бытует мнение, что коммерческое кино оно глупое, оно не несет ничего вечного-доброго, а люди, которые смотрят «тупые американские комедии», «тупые американские боевики» и сами постепенно тупеют. А вот наше кино все такое высокоинтеллектуальное и создано для думающего зрителя. Как вы относитесь к такой точке зрения?
Я предлагаю забыть о худсоветах, о цензуре и предоставить зрителю возможность решать. Если люди идут на тупое американское кино — значит оно им нравится. И может оно не такое уж тупое. Нам для начала нужно научится делать такое «тупое» кино, на которое пойдет зритель, а потом умничать. Если кто-то говорит что Кэмерон дурак, то он сидя на своих пяти миллиардах тихонько посмеивается.
Много ли в Украине людей, которые действительно зарабатывают на кино, которые делают коммерческий продукт и получают с него деньги?

Пока я таких вообще не знаю. Я не знаю таких людей, которые бы получили прибыль с кинопроизводства в Украине не распилив деньги на входе, не получив свои гонорары прежде чем фильм снялся, а заработав именно на прокате или продаже прав на трансляцию. Я знаю людей из Украины, ребят, которые работают и очень хорошо зарабатывают, но не у нас, а за рубежом. Таких не мало: режиссеров, операторов, аниматоров. В Украине процесс кинопроизводства даже не умирает — он давно уже лежит закопанный. Поэтому создавать его надо заново, а не пытаться возродить былое на основе советских стандартов и технологий. И при этом не надо бояться перенимать иностранный опыт. Надо научится снимать хорошее недорогое массовое кино по определенным стандартам кинопроизводства, научится писать сценарии, научится нормально играть, научится снимать правильно и тогда результат будет радовать.

А есть ли хоть один украинский фильм, который уже вышел и заработал больше чем на него потратили?

Я владею достоверной информацией только по своим фильмам и сказать точно не могу. Но пока я такого фильма не знаю. Могу говорить про мой первый опыт работы в Украине — фильм Orange love. У меня как продюсера было при его создании масса партнеров, инвесторов и сопродюсеров. И если считать те деньги, которые были потрачены именно на производство этой картины и сравнить с тем доходом, который он принес и приносит сейчас (его сейчас активно показывают в Юго-Восточной Азии), то можно говорить о том что фильм «вышел в ноль».

В то же время фильм «13 месяцев», который тоже я продюсировал как-то потерялся. Сделать фильм — сделали, и получился он не плохим. Но потом, партнеры с которыми я работал, решили что нет смысла его раскручивать — он сам себя раскрутит. При этом фильм был не дорогой и при правильном подходе вполне мог себя отбить. Там было много звезд, и все задатки для того чтобы стать хитом. Но до широкой аудитории он так и не дошел.

Сейчас у меня есть два фильма — «Влюбленные в Киев» и «Синевир», в которые я вложил свои собственные деньги плюс деньги инвесторов и я уверен, что эти фильмы заработают.

Заработают как я понимаю не только в Украине?
Да, то что я сказал выше, все то я и вкладываю в свои фильмы. Кино — это в первую очередь экспортный продукт, который должен принести прибыль.

Какие перспективы у украинского кино? Скоро ли оно начнет зарабатывать?

Мне хочется верить что наше кино уже начало зарабатывать. Уже есть молодые талантливые ребята, которые потихоньку делают и продают свои документальные фильмы, короткометражки. Украинское кино заработает — в этом я не сомневаюсь. Вот например фильм «Любовь в большом городе». Пускай он не совсем украинский, но там и автор сценария, и сопродюсер, и в главных ролях наши ребята. Кино продалось — значит можем. У нас много молодых талантливых киношников, которые в состоянии сделать успешный коммерческий фильм.

Можно ли украинским кинематографистам идти по пути, который избрали российские коллеги или стоит искать свою дорогу? Появится ли у нас режиссер уровня Бекмамбетова?
По поводу Бекмамбетова хочу сказать следующее. Одна из причин того, что он стал таким удачливым режиссером — это то, что он в Америке отработал в жанре малобюджетного кино. Он узнал технологию и осознал, как должно быть. Талантливому человеку долго учится не надо — один проект и он уже понимает как и что нужно делать.

Нам тоже нужно сначала изучить зарубежный опыт, сделать несколько фильмов по определенному шаблону, а потом уже проявлять себя. Так делают все. И музыканты, и художники, и спортсмены. Сначала кому-то подражают, а потом проявляют себя. Это нормальный процесс, который работает и в кино.

Когда родился новый украинский кинематограф? Или он еще не родился? Есть ли какая-то точка отсчета?

Я бы хотел, чтобы эту дату назвал зритель. Критики, причастные к кино чиновники, сами киношники — они все называют разные даты, связанные с разными фильмами. Лично мне кажется, что новое украинское кино родилось с фильмом «Orange love». Другие называют фильм «Мамай». Есть еще «Штольня». А вообще может и рано еще начинать отсчет. Возможно такой точкой станут «Влюбленные в Киев» или «Синевир».

 

(Всего 10, сегодня 1)

Похожие новости

Главную елку на Майдане зажгут 19 декабря

newsmaker

Минеральный ответ платиновым катализаторам

newsmaker

Ассоциация Коллекторов Украины требует принятия закона о коллекторском бизнесе

newsmaker

Оставить комментарий