Хотите острых и свежих ощущений? Наберите свой бренд в окошке поиска по группам в любой из социальных сетей. Вы узнаете много нового о компании. Полученный список групп создан клиентами или сотрудниками, причем, как правило, без вашего участия и разрешения. Со всеми вытекающими последствиями. Даже беглого взгляда на названия групп хватит, чтобы понять, как бренд воспринимают в интернете.
Скажем, по запросу «Хоум Кредит» сеть «ВКонтакте» выдает лист из нескольких десятков сообществ. Одно из них называется «Бывшие сотрудники Хоум Кредита, а теперь просто счастливые люди», еще одно — «Пережившие Хоум Кредит». Я не знаю, почему какие-то люди так назвали группы, посвященные своему бывшему работодателю. Но абсолютно уверен, что работодателю надо с этим что-то делать.
Вы можете укрепить коллектив, создав неповторимую атмосферу сотрудничества и взаимоподдержки с помощью корпоративной социальной сети. Своя социальная сеть это лучше, чем просто сайт.
Неважно, что в каждом объединении десяток-другой участников. По статистике, подавляющее большинство просмотров обеспечивают гости, приходящие в социальные сети и блоги извне. Это могут быть будущие соискатели, которые ищут информацию о потенциальном месте работы.
Бренд работодателя — не PR-химера. Это утилитарный вопрос о том, за сколько ты можешь привлечь с рынка и удержать в компании лучших людей. Хорошие бренды делают это с хорошей скидкой, которая складывается из престижа, карьерного потенциала и общего комфорта работы. Остальные вынуждены платить по рыночной цене, а некоторые — давать наценку «за вредность».
Узнать, какой работодатель хороший, а какой не очень, люди, конечно, могли и раньше. Из уст в уста, из прессы, сайтов с черными списками, от партнеров работодателя, рекрутинговых компаний. Теперь таких возможностей стало намного больше.
И поверьте, пример «Хоум Кредита» не уникален. Если копнуть чуть глубже и почитать темы сообщений в таких группах, тенденция становится очевидной. Вот группа «Сбербанк. Такой родной» в «Одноклассниках». Одна из наиболее популярных тем — массовые сокращения сотрудников в территориальных управлениях. Из ветки дискуссии можно почерпнуть много информации о фактическом состоянии дел и эмоциональном состоянии людей. Сотрудники сети дискаунтеров «Магнит» дебатируют на тему «А что хорошего дала нам наша компания?». И этого хорошего находят не так уж много. У иностранных компаний дела обстоят ненамного лучше. Например, группа сотрудников (в основном региональных) Coca-Cola в социальной сети «ВКонтакте» наряду с позитивными темами обсуждает низкие зарплаты, неудобные графики отпусков и прочие неурядицы корпоративной жизни.
Почему социальные сети становятся коллектором негатива со стороны бывших и нынешних сотрудников? Во-первых, потому, что, как это ни банально, идеальных работодателей не бывает. Во-вторых, людям часто не хватает отдушины — канала коммуникаций со своим руководством, то есть попросту возможности выговориться. И третье, заинтересованность. Мало просто отвечать сотрудникам. Крупные компании частенько превращают этот процесс в парад лицемерия. Важно, когда руководство компании слышит и хочет слушать людей, работающих на всех этажах корпоративного здания.
С помощью корпоративной социальной сети вы сможете глубже вовлечь сотрудников в жизнь компании.
Надо сказать, что корпорации часто не замечают дрейф людей в социальные сети до последнего. У меня был пример общения с директором по клиентскому сервису одной крупной операторской компании. Я предложил ему выделить сотрудника для работы с клиентами в социальных сетях. Моя аргументация была очень проста: специалисты, работающие с клиентами, уже и так имеют аккаунты в популярных социальных сетях, а многие являются участниками сообществ сотрудников данной компании. Надо сказать, что только две крупнейшие группы «ВКонтакте» насчитывали более 500 человек — специалистов по работе с клиентами данного оператора. Оставалось только связать все воедино, пригласив лояльного специалиста помогать компании. То есть по сути — делать свою работу на еще одной площадке. «Мои люди работают, а не сидят в интернете», — ответил мне менеджер.