Недавно в Киеве появился чудо-ТРЦ Ocean Plaza — проект невиданых масштабов. Каковы секреты успеха?
Партнер компании UTG (Украинская торговая гильдия) Виталий Бойко выступил на II Real Estate Forum совместно с руководителем департамента маркетинга и продаж компании «К.А.Н.Девелопмент» Анной Попругой. Тема выступления звучала так: «Торговая недвижимость: секреты успеха. На примере ТРЦ Ocean Plaza и ТРК Respublika».
— Создание ТРЦ Ocean Plaza – это титанический труд, реализованный множеством компаний в очень сжатые сроки, – отметил Виталий Бойко. – Результат этого труда дает повод для гордости Киеву: ведь он стал точкой приложения такого большого количества инвестиций (свыше 300 млн. долларов), и инвестиций грамотных! Для Украины появление объекта такого уровня, как ТРЦ Ocean Plaza – однозначный прорыв. Украинская торговая гильдия по приглашению компании UDP включилась в работу над созданием ТРЦ Ocean Plaza еще в 2005 г. На тот момент мы должны были оценить целесообразность приобретения земельного участка за значительную сумму с целью его дальнейшего девелопмента. Мы выполнили feasibility study и, наше заключение было положительным. Расположение участка оценивалось нами как сверхперспективное. Хотя, напомню, тогда на этом месте была промзона. Кроме того, под участком протекала быстрая и полноводная река Лыбидь: там был большой перепад высот, сложные грунты, плавуны…
После этого специалистами UTG была создана предварительная концепция, на основе которой канадской компанией ВВВ была реализована концепция объекта на участке площадью 7 га (более 1 000 000 кв. м). Этот объект (тогда он назывался Lybid Plaza) неоднократно выставлялся на выставках МIPIM и MAPIC и однажды даже вошел в десятку самых лучших объектов мира, выставленных на МIPIM. Объект привлекал значительное внимание профессионалов, в том числе международных компаний. В проект в качестве партнеров были готовы входить лучшие международные девелоперские компании.
— Когда все было готово к началу реализации проекта, разразился кризис, – продолжил Виталий Бойко. – Соответственно, пришлось переоценивать целесообразность строительства такого крупного объекта и реалистичность источников финансирования. В результате произошло изменение в составе девелоперской команды. В качестве девелопера и партнера в проекте появилась компания «К.А.Н.Девелопмент», при участии которой была полностью пересмотрена концепция. Из 7 га использовали только 4 га. Это был уже не многофункциональный комплекс площадью 1 000 0000 кв. м, а торговый центр общей площадью 300 000 кв.м. Тем не менее, значительные средства были потрачены на преддевелоперский этап; сложности будущего строительства и его высокой себестоимости были предсказуемы, поэтому целью новой концепции стало создание торгового центра с самым высоким товарооборотом в Киеве. А чтобы товарооборот был значительным, этот торговый центр должен был стать лидером по посещаемости…
По словам Виталия Бойко, в результате успешного сотрудничества наметилась команда, обеспечивающая эффективную работу над проектом: инвестор, девелопер, консультант, архитектор. Новая концепция была создана совместно компаниями UDP, K.А.Н.-девелопмент, ТАМ «Пашенько», UTG и превращена в уникальный архитектурный проект и объект девелопмента. В процессе реализации проекта для аудита или выполнения части работ привлекались компании Chapman&Taylor и Benoy.
— После того, как девелоперская команда была сформирована, мы провели значительную работу с лучшими торговыми центрами Европы, являющимися лидерами по товарообороту в своих городах, – продолжил Виталий Бойко. – Это İstinye Park в Стамбуле, «Вестфилды» в Лондоне; это ТЦ «Европейский» – лидер по товарообороту в Москве, хоть и далеко не лучший образец для современного девелопмента… Мы встречались с девелоперами, с архитекторами, с инженерами, принимавшими участие в их создании, и они делились с нами бесценным для нас опытом.
Справка по ТРЦ Ocean Plaza:
Общая площадь: 165 000 м.кв. (1 очередь)
Арендная площадь: 70 000 м.кв. (1 очередь)
4-уровневый автопаркинг: около 1500 машиномест
Сайт проекта: www.oceanplaza.com.ua