Подобранное исследователями соединение безопасно в обращении, стабильно на воздухе и в присутствии влаги. И при этом оно способно накапливать водород и отдавать его по требованию.
Учёные из университета Орегона разработали интересный метод хранения водорода в легко перестраиваемом соединении на основе бор-азот-метилциклопентана (BN-methylcyclopentane). В отличие от целого ряда предыдущих исследований, по большей части сосредоточенных на твёрдых материалах, накапливающих H2, новый состав работает в жидком виде.
Это означает, что данное вещество можно заливать в бак так же, как бензин, и фактически на тех же самых АЗС. Такое свойство новинки может облегчить переход транспорта на новый вид энергоносителя.
При этом бор-азот-метилциклопентан сам не является горючим, но при соприкосновении с катализатором – хлоридом железа – состав выпускает газообразный водород, оставаясь всё время в жидкой фазе. Водород нетрудно использовать в топливных элементах или ДВС.
Отработавший состав можно отправить на повторную зарядку водородом, утверждают разработчики. Это, быть может, не так удобно, как заправка гидридных баков или ёмкостей с разными сорбентами (которые, однако, всё никак не выйдут из стадии опытов). Но очевидно, что новый способ хранения водорода на борту транспортных средств удобнее и безопаснее ныне используемых баллонов со сжатым водородом или баков с жидким H2.