Создание национального рынка разрешений на выбросы будет способствовать многим положительным изменениям в Украине. Соответствующий законопроект «О регулировании в сфере энергосбережения» 21 октября 2010 уже был рассмотрен в парламенте в первом чтении. Теперь главный вопрос звучит примерно так: как реализовать идею этого рынка в Украине максимально эффективно?
Проектом закона предусматривается создание полноценного национального рынка квот на выбросы, подобно рынку ЕС.
Критики идеи создания рынка разрешений на выбросы, как правило, выдвигают три аргумента:
— Дополнительные затраты на уменьшение выбросов дорого обойдутся национальным производителям, ухудшат их финансовое состояние и конкурентоспособность;
— Украина владеет излишком квот, активно пытается его продать, так зачем в такой ситуации сокращать свои выбросы?
— Рынок поставит крест на проектах совместного внедрения.
Можно привести пять главных контраргументов. Во-первых, как свидетельствует международная практика, ни в одном случае существования рынка не прослеживалось отрицательное или, тем более, катастрофическое влияние на бизнес. Более того, рынок стимулирует уменьшать выбросы и предоставляет финансовые механизмы для этого.
Во-вторых, украинские предприятия, даже если не будет создан национальный рынок разрешений на выбросы, все же столкнутся с дополнительными затратами, связанными с высокими выбросами парниковых газов. Сейчас в международной торговле приобретает силу новый феномен — углеродный протекционизм. Страны, которые в той или иной мере ограничили свои выбросы парниковых газов (фактически это сделали все развитые страны, и в ближайшем будущем к ним присоединятся другие), стремятся защитить национальные рынки от дешевых товаров из стран, не установивших таких ограничений. Речь идет о реальных антидемпинговых пошлинах, например, на металл, продукцию химической промышленности или другие энергоемкие товары.
В-третьих, Украина владеет излишком квот, только пока действует Киотский протокол (2008—2012 годы). Если новый договор так и не заключат, то о торговле квотами по схеме целевых инвестиций, вероятнее всего, можно забыть. Этот излишек элементарно некому будет продать. Если новый договор подпишут, то неизвестно, удастся ли Украине отстоять право перенести неиспользованные квоты на будущие периоды. Категорически против такого развития событий выступают ЕС, США, Япония и другие развитые страны. Как свидетельствует практика, отстоять свои интересы, даже в более простых вопросах, нашей стране крайне трудно.
Кроме того, Украина не может вечно успокаивать себя избытком квот (по сравнению с 1990 годом). Экономический рост обязательно приведет к росту выбросов. Поэтому квоты будут исчерпаны, это вопрос только времени. Дальнейший устойчивый экономический рост невозможен на существующих принципах — необходима тотальная модернизация и повышение эффективности, в частности энергетической. Рынок квот в этом контексте является скорее помощником, чем ограничением.
В-четвертых, национальный рынок никак не повлияет на ПСВ. Нам нужно опасаться прекращения действия Киотского протокола, что ослабит иностранный спрос на проекты совместного внедрения, а не бояться создания нового рынка, который, наоборот, такой спрос будет генерировать.
В-пятых (в другой стране это, наверное, стояло бы на первом месте), нельзя забывать, что рынок разрешений на выбросы преследует цель способствовать решению глобальной проблемы изменения климата. Сокращение выбросов повысит качество экологического состояния в Украине. Модернизация производств дополнительно позволит, кроме парниковых газов, уменьшить выбросы классических загрязнителей (тяжелых металлов, оксидов азота, серы и т.п.).
По маиериалам: Зеркало недели