В 2011 году украинцы стали активнее использовать пластиковые карты в целом и в частности для расчетов в магазинах, оплаты услуг через банкомат. Также несколько увеличилась доля пользователей мобильного и интернет-банкинга. Об этом свидетельствуют результаты регулярного исследования рынка банковских услуг для физических лиц, которое проводит GfK Ukraine.
В IV квартале 2011 года 52% украинцев пользовались платежными картами, что на 7 п.п. больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. В частности, карты стали больше применять для оплаты товаров или услуг в магазинах (рост на 5,4 п.п. до 26,5% держателей карт) и немного чаще для оплаты коммунальных услуг и услуг связи через банкомат или терминал самообслуживания (рост на 0,3 п.п. до 4,7%).
«Очереди в отделениях, отсутствие свободного времени и высокие комиссии за проведение операций через кассу подталкивают клиентов банков к альтернативным путям управления счетом и осуществления транзакций. Самым популярным средством предотвращения визитов в банк для снятия наличных или оплаты услуг являются пластиковые карты», — комментируют в компании результаты исследования. Кроме того, активно украинцы стали применять каналы дистанционного банкинга.
Так, если в IV квартале 2010 года мобильный банкинг использовали 5,4% населения, то в 2011-м — 6,8%. Уровень пользования интернет-банкингом также несколько увеличился, хотя все еще остается на низком уровне — в конце 2011 года его использовали 1,3% украинцев, что на 0,3 п.п. превышает показатель предыдущего года. Согласно исследованиям финансового сектора компаний GfK в Центральной и Восточной Европе, после того как интернет охватывает более половины населения страны, уровень использования дистанционных каналов начинает резко возрастать.
«Все еще низкую популярность интернет-банкинга в Украине можно объяснить тем, что сейчас интернетом пользуется лишь около 40% населения. Это является самым низким показателем среди стран Центральной и Восточной Европы, — комментирует руководитель отдела финансовых исследований GfK Ukraine Дмитрий Яблоновский. — Однако, исследовав динамику последних лет, мы ожидаем, что отметка в 50% будет пройдена до конца 2013 года. Итак, мы рекомендуем банкам исследовать уровень удовлетворенности клиентов этой услугой и их требования к ней».
Интернет является не только каналом осуществления транзакций, но и перспективным средством информационного взаимодействия между клиентом и банком. В 2010-м году с помощью интернета о новых услугах банков узнавали 5,9% респондентов, а через год — 7,1%. В частности интернет опередил такой канал получения информации, как бесплатные газеты с рекламой и объявлениями. Телевидение (41,4%) и радио (10,9%) все еще популярнее интернета, однако в 2011 году уровень их использования в качестве информационных каналов снизился на 8 и 3,9 п.п. соответственно.
«Одним из главных преимуществ интернета как информационного канала является его интерактивность, что достигается в том числе благодаря социальным медиа, — комментирует Дмитрий Яблоновский. — Значительная часть банков уже создала собственные страницы в социальных сетях и теперь, в условиях их удачного использования, сможет не только в одностороннем порядке предоставлять клиентам информацию, но и оперативно получать отзывы». Общая выборка опросов, проходивших в течение каждого года, составляет 12 тыс. респондентов. Выборка является репрезентативной для населения Украины старше 16 лет, по полу, возрасту, региону проживания и размеру населенного пункта. Опрос проводился методом личного интервью.
http://news.zn.ua