Культура Новости

На выставку в Киев привезли творения Уорхола

В «Мистецьком арсенале» открылась международная выставка «60 лет мирового современного искусства». Проект организован совместно с португальской галереей Cordeiros. В экспозиции можно увидеть работы Энди Уорхола — культового художника ХХ века и основателя движения поп-арт.

В экспозицию вошли работы 60 художников, написанные за последние 60 лет. Выходит, что старейшие из них не такие уж и современные. «Дело в том, что в английском языке есть градация: «модерн арт» (современное искусство) и «контемпорари арт» (актуальное), — пояснил куратор выставки и заместитель директора «Мистецького арсенала» Александр Соловьев. — Но в русском варианте все новое искусство считается современным». Отсчет вели от революционных для искусства 60-х годов. Как раз в это время заявил о себе американец украинского происхождения Энди Уорхол. Наверняка многим знакома самая известная его работа — картина, состоящая из нескольких разноцветных фотографий Мэрилин Монро. Во второй половине ХХ века Уорхол был иконой прогрессивного и массового искусства, и до сих пор его пестрые коллажи продолжают расти в цене. Последний раз украинские ценители искусства могли видеть их в 90-е годы, на выставке, привезенной из Питсбургского музея. В экспозиции, представленной в «Мистецьком арсенале», есть две работы Уорхола — портрет Барбары Моласки и портрет Джимми Хендрикса. «Несмотря на популярность Уорхола, его работы нельзя назвать самыми дорогостоящими на этой выставке, — утверждает Соловьев. — Здесь представлены полотна Микеля Барсело, за которые на европейских аукционах сегодня дают от десятков тысяч до миллионов евро».

Владелец экспонатов Агостино Кордейро говорить о стоимости картин наотрез отказался. Коллекционированием португалец занимается с 13 лет и считает, что успех в этом деле определяют среда, в которой человек растет, соответствующее воспитание, призвание и вкус. Его галерея несколько раз организовывала выставки в разных городах Европы, от Порто и Лиссабона до Мадрида и Парижа, но в Украину коллекция попала впервые. «Пока в моей галерее нет ни одной работы украинского художника. Но возможно, что-то приобрету, — сказал Агостино Кордейро «Известиям в Украине». — Я приезжал в Киев во время последней выставки «Мистецького арсенала» и ходил смотреть экспонаты раз, наверное, десять. Не буду называть имен приглянувшихся мне украинских художников, скажу только, что меня заинтересовали полдюжины действительно стоящих работ. Честно говоря, на данный момент украинское искусство в мире малоизвестно. Что не удивительно, ведь выставки за рубежом почти не проводятся. А я считаю, что ваших мастеров следовало бы выставлять наряду с работами Пикассо».

Посетителям предыдущего проекта «Мистецького арсенала» (Art-Kyiv Contemporary) наверняка будет интересно самостоятельно сравнить украинское современное искусство с мировым. Всего в залах арсенала представлено около 350 работ. Среди них полотна и скульптуры Джулиана Шнабеля, Микеля Барсело, Франческо Клементе, Антони Тапиеса, Рафаеля Каногара, Луиса Феито, Антонио Маседо, Марио Бисмарка и других художников из Португалии, Испании, Италии, Германии, России и США. Разброс течений и направлений при этом достаточно широк: от фигуративной живописи, лирической и экспрессивной абстракции до искусства примитива, так называемого арт-брют.

В Португалии, как и в Украине, коллекционирование произведений искусства — прерогатива людей состоятельных. Эту тенденцию подтвердил сам Кордейро, но добавил: «Однако во всех странах люди все-таки понемногу становятся образованнее, культурнее. Их вкус становится все более изысканным. Это мировая тенденция».

Перевезти огромное количество работ из Португалии в Украину — дело хлопотное и затратное. Но Александр Соловьев уверяет: галеристы приехали не продавать картины, а только показать их. «Художник ведь пишет не для себя, а для всех, для всего мира. Поэтому коммуникационная составляющая является едва ли не главенствующей. Мастер закончил работу, и она продолжает жить своей жизнью. Ее должен увидеть зритель. Зачастую он становится сотворцом, потому что однозначно истолковать произведение искусства нельзя, особенно если речь идет об искусстве современном. Нет рецептов его прочтения, интерпретации. Оно построено на каких-то тонких ассоциациях, часто абсурдных, требующих игры воображения. В одной и той же картине каждый увидит что-то свое. Поэтому главная мотивация галеристов — показать эти работы миру, поделиться. Это нормальные культурные и художественные процессы».

Увидеть «что-то свое» в работах, представленных на выставке, удалось далеко не каждому. Большинство картин написаны по принципу детской присказки «палка, палка, огуречик», причем найти в итоге что-либо, похожее на человечка, тщетно. Во время пресс-конференции, предшествовавшей открытию выставки, журналисты поинтересовались у португальского художника Марио Бисмарка, что означают круги и треугольники на его полотнах. Автор растерялся, пояснить свой замысел не смог, только отшутился в ответ: «Наверное, я рисую круги и треугольники для того, чтобы мне почаще задавали подобные вопросы».

На самом деле связываться с современным искусством на сегодняшний день весьма рискованно. Нет объективных критериев, по которым можно было бы определить качество того или иного полотна. Разноцветные пятнышки и стройные полосочки за какой-то десяток лет могут вырасти в цене, а могут так и остаться пятнышками и полосочками. «Расставить все по своим местам может только время, — пояснил нам Александр Соловьев. — Кто-то из опальных художников попадает в историю искусства, а кто-то, будучи при жизни воспетым, иной раз незаслуженно, на волне конъюнктуры, канет в Лету. В истории искусств так бывало неоднократно. Классический пример — Ван Гог или импрессионисты, Пабло Пикассо. Недаром говорят: искусство рождается как ересь, а умирает как догма».

По материалам: izvestia

(Всего 5, сегодня 1)

Похожие новости

Ко Дню Киева откроют восстановленные парки и скверы

newsmaker

Рада узаконила экстренную помощь 112

newsmaker

Что делать если вирус заблокировал компьютер?

newsmaker

Оставить комментарий