Вокруг некоторых звёзд в нашей Галактике могут обращаться крупные планеты с содержанием алмазов, превышающим 50% от их массы.
Выводы учёных из Университета штата Огайо (США) Венди Панеро и Джейсона Кэббса стали дополнительным результатом исследования, посвящённого формированию алмазов в нижней мантии Земли. Для того чтобы подробнее узнать об этом процессе, они воссоздали для микроскопических образцов кислорода, железа (из него в основном состоит ядро) и углерода, аллотропной формой которого является алмаз, похожие условия: давление 65 ГПа и температуру 2 400 К (2 127 ˚С).
Наблюдения показали, что кислород в сочетании с железом образует оксид железа, а углерод превращается в алмаз. На основе экспериментов были построены компьютерные модели, которые подтвердили догадку геологов: в нижней части мантии, сразу над ядром, располагаются богатейшие залежи алмазов.
Но исследователи решили пойти дальше и выяснить, как выглядела бы суперземля (планета с массой в пределе десятикратно превышающей земную, близкая к нашей по строению и составу), недра которой изобилуют углеродом. Подобное небесное тело имело бы ядро, сочетающее железо и углерод в форме, близкой к углеродистой стали. А её мантия более чем наполовину была бы алмазной, полагает г-жа Панеро.
Специалист поясняет, что алмазы не задерживают тепло, поэтому такая планета должна насквозь промёрзнуть; здесь не может быть геотермальной и тектонической активности, а также атмосферы и магнитного поля. Это очень холодное и мрачное место, где невозможна жизнь — во всяком случае в той форме, которая нам известна, говорит Венди Панеро.
По словам г-на Кэббса, исследования, посвящённые структуре землеподобных планет, помогают подобрать совокупность условий, которые лучше всего подходят для появления живых существ. Эта цель проходит красной нитью через все работы, связанные с открытыми экзопланетами (а их уже более семи сотен).
По материалам: Университета штата Огайо