Friday, 13/12/2019 | 2:06 UTC+2
ХОРОШИеНОВОСТИ

Европейская академия кино раздала свои призы в Берлине

В Берлине вручены призы европейского кино, ежегодно присуждаемые Евроакадемией: два главных из них отправились в Данию. Интригу конкурса составило состязание двух фильмов из этой страны. Европейским фильмом года признана “Меланхолия” Ларса фон Триера, а европейским режиссером года назвали соотечественницу Триера Сюзанну Биер – постановщицу картины “Месть”.

Вопреки стенаниям об упадке европейского кино (в контексте заката самой Европы), в этом году оно было представлено вполне достойно. В числе номинантов оказались такие известные режиссеры, как Аки Каурисмяки и Бела Тарр со своими новыми прекрасными работами (они, впрочем, остались без наград), а также братья Жан-Пьер и Люк Дарденны, чей “Мальчик с велосипедом” награжден призом за лучший сценарий.

Мало того, в конкурсе оказались “Король говорит!” Тома Хупера – фаворит прошлогодней оскаровской гонки, а также “Артист” Мишеля Хазанавичюса, на которого недавно посыпался дождь призов от американских кинокритиков. Но в Европе “Артиста” наградили только за музыку, а “Короля” – видимо, сочтя, что он и так в золоте и к тому же не совсем европейский, – ограничили призами за лучший монтаж и лучшего актера: естественно, им стал Колин Ферт.

Самым сильным соперником Ферта в списке номинантов был Мишель Пикколи с его ролью в фильме “У нас есть папа”, но французского ветерана фактически вывели из конкурса, наградив специальным призом за вклад в кинематограф.

Сенсацией стало решение евроакадемиков отдать самую главную награду Ларсу фон Триеру, который, несмотря на зрелый возраст, по-прежнему выступает как неисправимый “анфан террибль” европейского киноистеблишмента. В этом году Триер отличился в Канне скандальными репликами на пресс-конференции, которые были интерпретированы как выражение симпатий к нацизму, и получил титул персоны нон грата на Каннском кинофестивале.

Во Франции на фон Триера даже завели уголовное дело, а режиссер в ответ назвал французов “настоящими нацистами”. Теперь фон Триер старается вовсе не особо светиться на публике, чтобы не “ляпнуть” снова что-нибудь непотребное. Не явился датчанин и на церемонию вручения европриза (награду приняла его жена, Бенте Фроге). Возможно, отсутствие режиссера устроило Европейскую киноакадемию, решившую проявить благородство и поддержать “оступившегося гения”. Помимо титула лучшего фильма года, “Меланхолия” получила призы за работу оператора и художника.

Пикантность фестивальной ситуации заключалась в том, что вторую по значению награду – “Европейский режиссер года” – отхватила Сюзанна Биер, та самая соотечественница Триера, которая стала объектом одной из его неполиткорректных реплик (“Я не против евреев, но когда я встретил Сюзанну Биер…”).

Триер, конечно, сказанул лишнего, пишет “КоммерсантЪ-Украина”, но его раздражение можно понять. Режиссера, поднявшего на своих плечах датское кинокоролевство и сделавшего его одним из самых мощных в Европе, за океаном дискриминируют: его фильмы не прокатывают в Америке и не выдвигают на “Оскар”. Зато Сюзанна Биер делает там успешную карьеру, а правильная, политкорректная и совершенно посредственная “Месть” поощряется “Оскаром” как лучший иностранный фильм.

Своим соломоновым решением, пишет издание, европейские академики хотят сказать: “Мы – за высокое искусство, поэтому награждаем “Меланхолию”. Но мы все равно не прощаем Триеру его выходки и вот, в пику ему, назначаем лучшим режиссером оскорбленную Сюзанну Биер”. Выглядит эта комбинация просто смешно, ведь в режиссерской номинации встретились Триер, Каурисмяки, Тарр и Дарденны. Победа Сюзанны Биер над ними всеми может убедить только тех, кто любит интриги, а не искусство.

На этом фоне распределение остальных наград уже не кажется принципиально важным, хотя и в нем обнаруживаются, мягко говоря, спорные решения, а то и явные нелепости, продолжает “КоммерсантЪ-Украина”. Так, актрисой года избрана Тильда Суинтон за роль несчастной матери малолетнего преступника в фильме “Что-то не так с Кевином”.

Не умея играть плохо, британская актриса повторяет приемы, много раз отработанные в гораздо более органичных воплощениях. Надо сказать, что все ее соперницы по этой номинации – Кирстен Данст и Шарлотта Гензбур из “Меланхолии”, Сесиль де Франс из “Мальчика с велосипедом” и Надежда Маркина из “Елены” – сыграли свои роли интереснее.

В номинации за лучший документальный фильм награда была практически предопределена: ее получил Вим Вендерс, один из основателей Евроакадемии, за свою самую успешную работу последних лет – “Пину”.

Напомним, что в прошлом году на награду Европейской киноакадемия претендовал фильм украинца Сергея Лозницы “Счастье моё” (Украина-Германия-Нидерланды).

Справка

Европейская киноакадемия (European Film Academy, сокращённо EFA) – влиятельная общественная организация, насчитывающая около 2000 членов, объединенных общей целью продвижения европейского кино.

Кинофорум, организованный в 1988 году по инициативе Ингмара Бергмана, учредил кинопремию European Film Awards, которая вручается в Берлине каждый нечетный год – по четным годам церемония награждения проходит в различных европейских городах.

По материалам: “КоммерсантЪ-Украина”.

Написать комментарий

Ваш емейл публиковаться не будет *

Популярная новость

Новость к чаю