В Украине все большую популярность приобретают так называемые школы раннего развития. Родители ведут детей в такие школы не только в 5-6 лет, для того, чтобы подготовить к обучению в общеобразовательной школе, но и в полгода, год – для того, чтобы сделать из своего ребенка этакого вундеркинда. Однако вряд ли такие родители задумываются о том, что такое раннее «образование» может принести не только пользу, но и нанести ребенку непоправимый вред.
Школы раннего развития стали очень популярны среди украинских родителей. Сюда приводят обучаться детей, начиная с шести месяцев. В полтора года такой ребенок уже умеет читать, составлять предложения и даже связно выражать свои мысли. Казалось бы это замечательно. Ребенок развивается гораздо раньше своих сверстников и, скорее всего, будет отлично учиться в школе в дальнейшем. Но… не все так просто.
Украинские психологи бьют тревогу, заявляя, что такое раннее обучение может нарушить механизм развития детского организма. Оказывается, мозг ребенка, на самом деле, не готов к усвоению учебной информации. В первые три года у детей развивается лишь правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоциональное и двигательное развитие. Именно поэтому в этом возрасте дети так любят бегать и, в то же время, они очень чувствительны.
Руководитель школы раннего развития детей «Первые шаги» Ирина Кужель говорит, что для детей до трех лет в подобных школах должна быть специальная программа, которая направлена на развитие их эмоциональной сферы и моторики. Однако на сегодняшний день в школах раннего развития в основном обучают чтению, письму, английскому языку. И совсем мало школ, где с детьми просто играют, показывают сценки и устраивают двигательные разминки.
Конечно, никто не берется оспаривать тот факт, что ребенка нужно развивать. Но, по мнению психологов, делать это нужно правильно, согласуя развитие ребенка с его способностями и особенностями детского организма. Детский психолог Юлия Ульянова заявляет, что раннее обучение детей письму и чтению, хотя и может дать ребенку какие-то интеллектуальные знания, но в то же время нанесет вред его психике. Такие дети, по мнению психолога, могут вырасти умными, но при этом не способными на эмоциональный контакт, потому что их эмоциональная сфера не была развита. Поэтому психологи советуют родителям не спешить с образованием собственного ребенка.
Они утверждают, что мозг ребенка формируется постепенно, и так же постепенно ребенка нужно обучать. Сначала ребенок должен развиться как социальная личность, а уж затем – как интеллектуальная. И никак не наоборот. А что касается мнения, будто бы если раньше начать обучение ребенка, то из него может вырасти вундеркинд, то это в корне неверно.
На самом деле, по словам психологов, вундеркиндами не становятся – ими рождаются. И таких детей единицы. А то, что ребенок в полтора года умеет читать и считать, не означает, что он будет отличником в 12 лет… А если так, стоит задуматься, нужно ли лишать ребенка детства, и заниматься его обучением с ранних лет, если можно с пеленок научить его самому главному – заботе, доброте, эмоциональности и умению быть частью общества? Развивать же умственные способности малышей психологи советуют не раньше пяти лет, да и то, начиная с игровых форм обучения.
Постепенно обучая своего ребенка можно добиться не только отменных результатов в его интеллектуальном развитии, но и развить его врожденные способности, а также сохранить такие черты как непосредственность, эмоциональность, способность сочувствовать и понимать людей.
А вот чрезмерное увлечение методиками раннего развития наоборот может сделать из ребенка бездушного интеллектуала, напрочь лишенного способности чувствовать и проявлять свои эмоции. И здесь будет как нельзя кстати золотое правило «все хорошо в меру». Ребенку необходимо дать максимум разнообразных возможностей для познания мира, приобретения навыков общения, формирования характера в дошкольном возрасте, а обучение чтению, счету и письму лучше все-таки оставить школам.
http://www.novostimira.com.ua