Гуглмобиль стал новой идеей двух молодых миллиардеров, основателей компании Google — Сергея Брина и Ларри Пейджа. Это совсем не научно-фантастическая машина Джеймса Бонда, а реальный проект, который имеет под собой уже довольно серьезную основу. Эта революционная идея не только сохранит сотни тысяч жизней ежегодно погибающих в автокатастрофах людей, даст возможность пользоваться частным транспортом практически слепым людям, но и сохранит миллиарды долларов, уменьшит загрязнение окружающей среды и потребление горючего … Вместе с этим она уничтожит множество рабочих мест в зависимых от современной автоиндустрии отраслях экономики.
Фактически же, перед такого рода беспилотным транспортом, а не только перед автомобилями, во всем мире открываются невероятно широкие перспективы как в общественном и экономическом секторе, а также и в бизнесе. Лишь на родине его изобретения — в США, гугломобиль может занять нишу в $2 трлн в год, что намного перекроет основную прибыль сегодняшнего бизнеса Google. Но, опять-же, огромное число отраслей, в случае успешного внедрения этого проекта могут практически исчезнуть — это страховщики, автопроизводители, энергетические компании и все те отрасли, которые привязаны к сегодняшнему автопрому.
Глобально изменится не только роль водителя, но и полностью изменятся многие виды привычного нам бизнеса как страховых компаний и связанными с ними медицинских учреждений, всего парковочного хозяйства, автопроизводителей и др. При тотальном соблюдении правил дорожного движения, число аварий сведется к минимуму, исчезнут штрафы, а освещение дорог станет вообще ненужным.
В плюсы данной концепции автопилотного управления смело можно внести миллионы сохраненных жизней и еще большее количество людей не пострадают от травм, что вернет нам и огромные финансовые средства. По словам основного разработчика беспилотного проекта гугломобиля — Себастьяна Трана, прогноз внедрения этого изобретения будет иметь следующие последствия :
- 1) снижение числа ДТП на 90%;
- 2) до 90% экономии времени водителей и расходуемого в сегодня топлива;
- 3) сокращение числа машин на 90%.
Для Америки эти цифры означают следующее: в 2009 году в США произошло около 5,5 млн ДТП, в которых пострадало более 2,2 млн человек, 240 000 из которых понадобилась госпитализация. 33 808 человек погибли. 9,5 млн искореженных автомобилей были списаны с дороги или их пришлось ремонтировать.
Если прибавить все сопутствующие этим автокатастрофам финансовые потери, такие как медицинские расходы, юридические процедуры, потери собственности, снижение производительности труда, возникшие пробки и другое, то совокупные последствия автоаварий обошлись Америке в $299,5 млрд. Эту оценку по 99 крупнейшим урбанизированным районам страны сделала Американская автомобильная ассоциация. В масштабе всей Америки эта цифра составит в год $ 450 млрд.
Если уменьшитьее на обещанные Гуглом 90% — это будет означать в год 30 000 спасенных жизней, около 2 млн предотвращенных травм и $ 400 млрд сэкономленных средств, не говоря уже о разгрузке трафика движения, что позволив машинам двигаться с меньшей дистанцией, практически не тормозя и по самым эффективным маршрутам, сохраняя время в пути и топливо.
Институт транспорта в Техасе провел исследование, согласно которому, за один только год, пробки на дорогах США обходятся американцам в 4,8 млрд потраченных зря часов и в 1,8 млрд галлонов напрасно сгоревшего бензина, и это не говоря уже об ухудшении экологической обстановки и вызываемых ей болезнях. Если это пересчитать на доллары — получится цифра более 100 млрд.
Автопилотное управление автомобилем повысит эффективность его использования и тем самым уменьшит потребность в новых автомобилях. Возможно уменьшить огромное количество личного транспорта, переведя малолитражные автомобили на общественное использование — после обслуживания гугломобилем пассажира, он автоматически едет по заявке к следующему. Подобно этому, во многих европейских городах работает система общественных велосипедов. Во время когда нет заказов — автомобили самостоятельно запаркуются в отведенных для этого зонах.
Автомобиль является по затратам второй после недвижимости статьей расхода и более 90% его времени люди обычно не используют. Использование вместо личных автомобилей гугломобиловских такси, сэкономит для автовладельцев тысячи долларов в год. Отпадет необходимость в страховках, ремонтах, стоянках… платить нужно будет по фиксированной ставке лишь за километры, что напоминает существующий сервис Zipcar -краткосрочная аренда автомобилей.
В глобальном масштабе цифры будут просто фантастическими. По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по всему миру в автокатастрофах гибнут более 1,2 млн человек и еще 50 млн человек получают травмы. Эти цифры ежегодно растут. Так, если в 2004 году дорожные происшествия были на девятом месте с 2,2% причин смертей, то к 2030 году ДТП по прогнозу ВОЗ войдут в пятерку самых распространенных причин смерти, дойдя до 3,6% всех летальных исходов.
Развивающиеся страны также получат несомненную выгоду — им не придется идти по пути Запада и строить всеобъемлющую инфраструктуру дорог и транспорта. Нечто похожее в странах третьего мира произошло совсем недавно в отрасли связи. Так, не успевшая создать инфраструктуру телефонии Индия, сразу начала развивать мобильные системы и развивать инновационные технологии.
Планируется, что к 2015 году Китай вложит в дорожное строительство почти $ 800 млрд. Огромные средства, которые эта страна вкладывает в улучшение дорог, не приводят к уменьшению ежегодно растущего числа ДТП, уменьшению пробок и загрязнению окружающей среды. Экологические проблемы год от года только увеличиваются и уже превращается в политические проблемы. Если страны с растущими экономиками изменят стратегические приоритеты и перенаправят инвестиции, сделав ставку на «гугломобиль», то это станет источником громадных социальных и экономических улучшений в масштабе государства, куда можно будет вложить сэкономленные ежегодно триллионы долларов.