Провел оценку исполнения бюджета за 1-й квартал и сделал прогноз исполнения до конца года.
Главный вывод: Несмотря на проблемы со сбором НДС и Акцизов в 1-м квартале, мой расчёт (представленный
- Текущий план гос финансов имеет Дефицит только 1.1% Ввп, вместо первоначальных 2.3%.
- Такая ситуация с гос финансами, позволяет совершить почти невозможное: Если народные депутаты проголосуют в мае законопроект 8557 (ННВК) с запуском с 01.07.19, мы сможем свести гос финансы с приемлемым для МВФ дефицитом бюджета и стимулировать рост экономики уже в этом году! Ведь по итогам 3-х кварталов, государство получит не менее 80 млрд налога на прибыль, что спокойно позволяет свести гос финансы с приемлемым дефицитом.
А теперь подробнее о государственных
Итак, основные тезисы:
1) НДС. Как Вы можете видеть, Доходы от НДС составили всего на 1 млрд больше чем год назад. Это связано с несколькими факторами. Во-первых государство в январе возместило 18-19 млрд НДС при среднемесячном возмещении на уровне 12 млрд. Во вторых мы наблюдали крепкую гривну, резкое падение цен на энергоресурсы и снижение уровня инвестиций (связанное с выборами). В целом НДС без изменения правил даёт порядка 10.5% Ввп доходов, а при плановом Ввп в 2019 — 4100 млрд (по моей оценке) это около 430 млрд доходов по НДС по итогам года, но все же я сделал поправку и пока снизил Доходы по НДС до 425 млрд или 10.4% Ввп. Восстановление сырьевых цен, более высокая Инвестиционная активность и девальвация будут давать дополнительные Доходы по НДС в следующих кварталах.
2) Налог на прибыль в 1-м квартале был получен на уровне чуть больше чем в 2018 году. Поэтому пока не вижу проблем с этой статье. Скорее работает правило — если не добирается по НДС, то переберем на Прибыли (как было в 2018). Но пока небольшой плюс в доходах.
3) Акцизы. 2-й год подряд в 1-м квартале мы наблюдаем низкие Доходы по акцизам.
Сигарентный акциз сборы всего 6.2 млрд в 1-м квартале, при сборах в 15 млрд в 4-м квартале 2018. Сигаретчики 2-й год подряд тарят свои склады перед поднятием акцизов, чтобы меньше платить (что логично). В то же время план Минфина по производственно
4) В этом году зарплаты продолжают расти быстрее чем номинально растёт экономика (по итогам 3-х месяцев +21.2%). И хотя рост зарплат замедляется, все-же, по итогам года Государство получит дополнительно около 15 млрд доходов Ндфл и Есв.
5) Местные Доходы хорошо растут последние несколько лет. И будут перевыполнены на 8-9 млрд от текущего плана Минфина.
6) По Неналоговым доходам есть 2 статьи с большим перевыполнением
Таким образом доходная часть в целом будет существенно перевыполнена. В то же время общий уровень доходов государства будет чуть ниже чем год назад (39.4% Ввп прогноз) вместо 39.7% в 2017 году.
Что касается расходов бюджета, то в целом мой прогноз базируется на прогнозах поданных Минфином к 1-му чтению и они отличаются от текущих прогнозов по следующим статьям:
1) Экономическая деятельность +20 млрд к текущему плану. Государство активно увеличивало свои экономические расходы и они выросли с 67 млрд в 2016 до 140 млрд в 2018. Это одна из сфер ‘зарабатывания’
2) Расходы по обслуживанию Долга. Минфин формировал свой прогноз по обслуживанию долгов на основании прогноза прошлого года в 131 млрд. Но факт 2018 был всего 116 млрд и расходы на обслуживание упали за год с 3.7% Ввп до 3.3% Ввп. Как можете видеть, расходы на обслуживание долгов в 1-м квартале всего на 2 млрд выше чем годом ранее. Мой прогноз пока — по долгам мы имеем резерв в расходах на уровне 17 млрд. Но возможно по итогам года резерв даже вырастет
3) Я очень сомневался в способности государства вложится в 55 млрд субсидий Жкх после 70 млрд в 2018 году, но факт 2019 года за первый квартал показал сокращение по этой статье с 33 до 22 млрд. Кроме этого, в связи с падением цен на газ, с 01.05 вместо повышения до 10000 гривен цены для населения, мы видим снижение с 8550 до 8237 гривен за 1000 кубов. Это позволяет говорить, что государство сможет вложится в планируемый сокращенный бюджет.
4) Также я считаю, что другие социальные расходы имеют запасы (такие запасы были и год назад). Связано с тем что социальные расходы в основном растут за счёт поднятия прожиточного минимума, а это не очень большой процент роста. Поэтому вероятен резерв на уровне 6 млрд.
Подводя итоги, ещё раз. Очевидно мы имеем уникальную возможность, когда почти все ключевые кандидаты в Президенты включили Налог на выведенный капитал в свою программу и мы имеем шанс запустить его в этом году! Давайте поможем депутатам не упустить свой шанс! Ведь развитие экономики это то в чем заинтересованы все — и Олигархи и Средний и малый бизнес и Новый Президент и Население Украины!
Автор: Даниил Монин