Культура Новости

Золотой лев за лучший фильм достался Фаусту Александра Сокурова

Кинофестиваль в Венеции отдал свои главные призы арт-фильмам из Азии и Европы, от чего не стал меньше походить на репетицию полной своей противоположности – Оскара, — пишет Алексей Тарасов в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября.

Жюри 68-го по счету Венецианского кинофестиваля во главе с Дарреном Аронофски, режиссером Реквиема по мечте, Рестлера и Черного лебедя, полностью проигнорировало многочисленных американских конкурсантов и отдало почти все призы бескомпромиссному арт-хаусу. Такова основная фабула кинофестиваля, который в этом году проходил в самом артистическом городе Италии с 30 августа по 10 сентября.

Золотой лев за лучший фильм достался сложносочиненному Фаусту Александра Сокурова. Последняя работа культового российского режиссера подытоживает его цикл о власти и приравнивает Гитлера, Ленина и императора Хирохито, героев предыдущих картин Молох, Телец и Солнце, к человеку, который заигрался с дьяволом.

Лучшим режиссером Мостры признали гражданина Китая Цая Шанцзюна за картину Люди гор, люди моря. Неторопливая драма о злом каменотесе, разыскивающем убийцу своего брата, стала фильмом-сюрпризом Венеции — ее название не раскрывалось до последнего дня.

Специальный приз жюри взял Материк итальянца Эмануэле Криалезе — гуманистическое кино о жителях крохотного острова, чью жизнь осложняют туристы с большой земли и полумертвые нелегалы из Африки.

Награда за лучшую женскую роль за неимением других претенденток досталась китаянке Динни Йип, сыгравшей обитательницу дома престарелых в Простой жизни Энн Хуй. Медаль Osella за лучший сценарий увез в Грецию автор абсурдистской трагикомедии Альпы Йоргос Лантимос, сочинивший историю о сообществе болванов, которые заменяют убитым горем семьям их умерших родственников.

Одним из самых очевидных призов фестиваля стала награда за операторскую работу, доставшаяся Грозовому перевалу — свежему прочтению хрестоматийного произведения Эмили Бронте англичанкой Андреа Арнольд.

В новой киноверсии главный герой стал чернокожим, а многочисленные разговоры, которыми славятся классические экранизации, заменили красивейшие бессловесные сцены с участием мокрой листвы, мертвых зайцев и колоритной йоркширской грязи.

Эксперты убеждены, что из всех лауреатов Венеции только у Грозового перевала и Стыда есть шансы попасть в номинации на Оскар, что в очередной раз показывает, как далеки предпочтения жюри кинофестивалей класса А от вкусов американских киноакадемиков.

Хороший немец

Главным открытием Мостры стал ирландский актер немецкого происхождения Майкл Фассбендер. Хорошо известный завсегдатаям Каннского кинофестиваля по титулованным картинам Голод и Аквариум, он имеет все шансы выбиться в звезды международного масштаба именно после Венеции, где состоялись премьеры сразу двух фильмов с его участием — Стыда Стива Маккуина и Опасного метода Дэвида Кроненберга.

Мастерское перевоплощение Фассбендера в сексоголика (Стыд), чей отлаженный график просмотра порно и встреч с проститутками нарушает приезд младшей сестры-певицы, принесло ему кубок Вольпи, которым в Венеции награждаются лучшие актеры фестиваля.

За свою не слишком долгую карьеру артист сыграл запоминающуюся эпизодическую роль в Бесславных ублюдках Квентина Тарантино, засветился в блокбастере Люди Икс: Первый класс, а на будущее у него запланирована главная роль в научной фантастике Прометей Ридли Скотта.

Но самые большие дивиденды Фассбендеру сулит мейнстримовая биографическая зарисовка Опасный метод — о сложных отношениях Карла Юнга, Зигмунда Фрейда и их общей русской пациентки Сабины Шпильрейн.

Знаменитый Кроненберг (Видеодром, Голый завтрак), всегда считавшийся специалистом по патологиям разума, выбрал в качестве нового объекта исследования психоанализ и создал скучноватую костюмированную драму с отменными актерскими работами, которой уже сейчас пророчат энное количество упоминаний в оскаровском шорт-листе.

Фассбендер здесь выступил в роли педантичного Юнга, Вигго Мортенсен — игривого Фрейда, а Кира Найтли исполнила нервную особу, которая стала причиной разлада между знаменитыми врачевателями человеческих душ.

Золотые старты

С первых же дней на острове Лидо, где традиционно проходит Венецианский кинофестиваль, было не протолкнуться от звезд первой величины. Конкурсный забег начал некоронованный король Голливуда Джордж Клуни — основную программу открыла его четвертая режиссерская работа, лента Мартовские иды.

Клуни снял остроумное кино о праймериз (голосование, где выбирается один претендент от партии, который будет представлять ее на будущих выборах) кандидатов в президенты от Демократической партии США в стратегически важном штате Огайо.

Название картины отсылает к убийству Юлия Цезаря, соответственно во второй половине фильма включается тревожная музыка, и он превращается в политический триллер, центром которого становится несовершеннолетняя стажерка. Нечистого на руку политика сыграл сам Клуни, и после просмотра ему предложили баллотироваться в президенты США.

Еще больший ажиотаж вызвал приезд на венецианскую Мостру певицы Мадонны, компенсирующей свои неудачи на актерском поприще (в 2000 году она получила Золотую малину как худшая актриса столетия) новым опытом в кинорежиссуре.

На Лидо поп-звезда презентовала костюмированную драму W. E. о несчастливой в браке женщине, увлеченной историей любви принца Эдуарда VIII и разведенной американки Уоллис Симпсон, ради которой он отрекся от британского престола.

До того как фильм показали прессе, он всерьез считался потенциальным оскаровским номинантом, но после просмотра выяснилось, что винтажные платья и изысканные драгоценности прописаны в сюжете лучше, чем характеры и мотивации персонажей.

Впрочем, многочисленные нелепости фильма, среди которых — гватемалец Оскар Айзек в роли русского охранника по имени Евгений Колпаков, нисколько не испортили атмосферу восхищения тем, что королева попа спустилась к простым смертным. Тем более что публику в основном интересовала дата выхода ее нового альбома.

В тот же день при полном аншлаге состоялась премьера эксцентричной комедии Резня Романа Полански. Действие первой после освобождения режиссера из швейцарской тюрьмы ленты разворачивается в замкнутом пространстве нью-йоркской квартиры.

Две благообразные семейные пары в исполнении Джоди Фостер, Джона Райли, Кейт Уинслет и Кристофа Вальтца переходят на истерический крик и рукоприкладство, обсуждая, как один мальчик ударил другого палкой по лицу. Несмотря на то что все четверо безбожно переигрывают, превращая фильм в состязание талантов, Резня до последнего дня числилась в венецианских фаворитах.

Кино для всех

Даже саркастический американец Тодд Солондз, всю свою карьеру посвятивший персонажам с психическими и сексуальными расстройствами, снял и привез в Венецию относительно смирную комедию Темная лошадка — о великовозрастном бездельнике, которого свели в могилу его фантазии.

На радость обычным зрителям свои новые фильмы в Венецию привезли американец Стивен Содерберг и швед Томас Альфредсон.

В показанном вне конкурса триллере Содерберга Зараза звезды уровня Мэтта Деймона, Джуда Лоу, Гвинет Пэлтроу и Марион Котийяр страдают от захватившего планету смертельного вируса, который передается путем прикосновений. Фильм немедленно окрестили «кашляющими друзьями Оушена» по аналогии со знаменитой трилогией режиссера о вальяжных грабителях банков.

Не менее внушительным актерским составом хвастала экранизация остросюжетного романа Джона ле Карре Шпион, выйди вон!, собравшая весь цвет британской актерской школы от Гэри Олдмана до Колина Ферта. Альфредсон, получивший мировую известность после драмы о девочке-вампире Впусти меня, снял безукоризненное ретро об интригах спецслужб времен холодной войны.

Единственная претензия, которую можно предъявить его Шпиону, — безупречность. Его совершенство не нарушает даже сцена празднования Рождества, во время которой разведчики МИ-6 хором поют гимн Советского Союза с подачи Санта-Клауса в маске Владимира Ленина.

Как бы там ни было, критики, посетившие Мостру, сошлись во мнении, что в этом году в конкурсе доминировало зрительское кино. Более того, некоторые из этих лент в начале следующего года могут стать оскаровскими номинантами.

Укротители львов

Лауреаты 68-го Венецианского кинофестиваля

Золотой лев

Лучший фильм — Фауст (Россия)

Режиссер Александр Сокуров

Серебряный лев

Лучший режиссер — Цай Шанцзюнь

Люди гор, люди моря (Китай)

Кубок Вольпи

Лучший актер – Майкл Фассбиндер

Стыд (Великобритания)

Режиссер Стив Маккуин

Лучшая актриса – Дина Йип

Простая жизнь (Китай, Гонконг)

Режиссер Энн Хуй

Премия Марчелло Мастроянни

Лучший актерский дебют – Шота Сометани и Фуми Никайдо

Крот (Япония)

Режиссер Сион Соно

Премия Озелла

Лучшая операторская работа – Роб Райан

Грозовой перевал (Великобритания)

Режиссер Андреа Арнольд

Лучший сценарий – Йоргос Лантимос

Альпы (Греция)

Режиссер Йоргос Лантимос

Лучшая дебютная работа

Ла-Ба (Италия)

Режиссер Гуидо Ломбарди

Специальный приз жюри

Материк (Италия)

Режиссер Эманэле Криалезе

Данные labiennale.org

По материалам:  Корреспондент.net

(Всего 24, сегодня 1)

Похожие новости

Украинские футзалисты победили Македонию

newsmaker

«Цитадель» Михалкова будет выдвинута на Оскар от России

newsmaker

В «Динамо» ждут аншлага на матче c «Днепром»

newsmaker

Оставить комментарий