В Большом зале Национальной музыкальной академии состоялся концерт «Рождество в стиле джаз», в котором приняли участие пианист и композитор Константин Виленский, камерный ансамбль «Киевские солисты» и вокальный секстет ManSound. Джаз в игре музыкантов ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА не расслышала, зато убедилась, что жанр crossover весьма приятен киевской публике.
Совместное музицирование под Рождество с некоторых пор стало доброй традицией для камерного оркестра «Киевские солисты» и польско-украинского пианиста Константина Виленского. Почва для такого содружества самая благодатная. С одной стороны, маэстро Виленский уже не первый десяток лет занимается аранжировкой шедевров академической классики и обработками украинских и польских народных мелодий с использованием джазовой гармонии и синкопированных ритмов. Пьесы эти не раз публиковались украинскими и польскими издательствами, да и исполнители вот уже лет тридцать не обходят их вниманием. С другой стороны, камерный ансамбль «Киевские солисты», поначалу исходя из пристрастий его руководителя Богодара Которовича, а позже и по зову душ его участников был не прочь поиграть пьесы легкого жанра, не слишком далеко отрывающиеся от строгой академической традиции.
Константину Виленскому всегда хорошо удавалось удерживать баланс между жанрами и стилями. Музыкальность, благородство и чувство меры были впитаны им с молоком матери и под чутким руководством дедушки — первого директора Киевской филармонии. В доме Виленских часто гостили звездные исполнители — Владимир Горовиц, Генрих Нейгауз и Айседора Дункан. Визит знаменитой танцовщицы ознаменовался одной анекдотической ситуацией: Дункан захворала и, решив выступить, против своего обыкновения, не босиком, а в чулках, объясняясь со зрителями по-русски, вроде бы по наущению бабки Виленского произнесла вместо «я простудилась» — «я проститутка».
Сам Константин Виленский получил неплохое музыкальное образование в Киевской консерватории (по композиции — у Андрея Штогаренко, а по классу фортепиано — у Ариадны Лысенко, ученицы Нейгауза), затем больше десяти лет преподавал здесь гармонию и оркестровку, а в 90-е уехал жить в Польшу. На родину он наведывается не так уж и редко, однако творческие контакты поддерживает в основном с бывшими киевлянами, разъехавшимися по всему свету — израильским флейтистом Анатолием Коганом и итальянским скрипачом Вадимом Бродским.
Украинское прошлое Константина Виленского отразилось на исполнении нынешней программы. Каждая из обработок украинских песен имела свой неповторимый образ: «Ой там на гор?» восхитила слушателей особым тембром, замешанным на элегантном пиццикато, «Добрий веч?р тоб?» — чувственной трактовкой, опирающейся на кантовую традицию, а «Ой у пол? плужок оре» — интересным гармоническим решением. По сравнению с этими песнями польский блок из шести колядок выглядел куда более блекло: в четырех из них использовался до-мажор, так называемая «тональность без красок», мелодии плохо улавливались на слух (лишь последний номер прозвучал достаточно выразительно, прежде всего за счет ритма), а «польскость» обеспечивали, скорее, шопеновские обороты, нежели тонкое понимание фольклора.
Впрочем, слушатели были вознаграждены, когда на сцене появился вокальный ансамбль ManSound, лихо включившийся в совместное музицирование пианиста и «Киевских солистов». Участники секстета на днях вернулись с гастролей по Крайнему Северу и, отогревшись, пели с особым пылом и душевным жаром.
По материалам: kommersant.ua
(Всего 12, сегодня 1)