Ну что же, вот и состоялась первая гонка сезона 2012, подарившая нам невероятное по накалу страстей зрелище. Начало чемпионата мира получилось очень захватывающим. Рев моторов, суета в паддоке, общий восторг на трибунах – все это подчеркивало, что Формула-1 вернулась после зимней спячки. Но в сторону лирику, ведь уик-энд получился очень драматичным, а количество тем для анализа и обсуждения просто зашкаливает.
Первая квалификация сезона предоставила сразу несколько сенсаций. Сначала Кими Райконен на довольно неплохом болиде не попал во второй сегмент квалификации. Следом Фернандо Алонсо из-за ошибки вылетел в гравий и остался за бортом топ-10. А Фелиппе Масса и вовсе не смог найти общий язык с болидом и оказался лишь на шестнадцатом месте. Дальше – больше. Red Bull вчистую проиграл не только McLaren, но и Роману Грожану из Lotus, который показал третий результат, и Михаэлю Шумахеру из Mercedes. При этом Сэб уступил еще и своему напарнику. Старт гонки оказался довольно насыщенным.
Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон поменялись местами, Михаэль Шумахер обошел Романа Грожана, Росберг отыграл сразу три позиции, а пилоты Ferrari смогли вклиниться в первую десятку. В очередной раз замешкался на старте Марк Уэббер, которого едва не вытолкнул Нико Хюлкенберг. Марк задел Жан-Эрика Верня и по цепной реакции позади столкнулись Даниэль Риккиардо и Бруно Сенна. На втором круге трассу между собой не поделили Пастор Мальдонадо и Роман Грожан, в результате чего последний вынужден был сойти с дистанции из-за поломанной подвески.
Тем временем пилоты McLaren уверенно начали создавать отрывы от группы, возглавляемой Михаэлем Шумахером. Причем, к седьмому кругу отрыв Баттона от пилота Mercedes составил практически 10 секунд. Сам Шуми довольно успешно сдерживал атаки Себастьяна Феттеля, который к тому времени обогнал другого гонщика Mercedes Нико Росберга. К сожалению, сражению двух чемпионов мира помешали проблемы на болиде Михаэля Шумахера, из-за которых он сначала срезал шикану, а потом и вовсе остановился в боксах. Все это произошло на двенадцатом круге дистанции, который стал отправной точкой в проведении пит-стопов.
Первым на пит заехал Фелиппе Масса, испытывающий кошмарные проблемы с износом резины. Первая остановка не внесла изменений в расстановку лидеров. Но вот дальше было куда интереснее. Фернандо Алонсо смог за счет пита опередить Нико Росберга. Сам Нико не то, что не мог поддерживать темп испанца, но и вынужден был обороняться от Марка Уэббера. Но самое интересно, что в темпе этих пилотов шел пилот Williams Пастор Мальдонадо. Вторая волна пит-стопов началась на 29-м круге и открыл ее, как и в первый раз, Фелипе Масса – бразилец снова износил свои шины и пропустил целый ряд пилотов, включая Райкконена и Кобаяши, опустившись с восьмой на двенадцатую позицию. В McLaren рискнули и приняли свих пилотов с разницей в несколько секунд, на 36-м круге. Эта мера была предпринятая в связи с тем, что Льюис Хэмилтон начал терять темп по отношению к Себастьяну Феттелю.
Практически в этот же момент на трассу выехала машина безопасности – на главной прямой остановился Виталий Петров. Это и великолепный темп пилотов Red Bull позволили им отыграть позиции по отношению к своим конкурентам и выйти на второе и четвертое место соответственно. На рестарте не случилось ровным счетом ничего интересного. Дженсон Баттон с легкостью сохранил свою лидирующую позицию, а Себастьян Феттель – второе место. На 48 круге заварилась каша с участием Фелиппе Массы, Даниэля Риккиардо и Бруно Сенны. В результате контакта гонку продолжил лишь гонщик Torro Roso. Гораздо более интересную борьбу продемонстрировали Фернандо Алонсо и Пастор Мальдонадо.
Оба пилота шли, как говорится, ноздря в ноздрю. Но в ключевой момент, на последнем круге, проводивший одну из лучших гонок в своей карьере Пастор Мальдонадо, допустил ошибку и врезался в ограждение. Но это были не последние события на финишном круге. Нико Росберг с контактом обошел Серхио Переса, но получил прокол и пропустил всю последующую группу из шести пилотов. Серхио Перес пропустил Кобаяши и Райкконена, но смог сдержать позади себя Риккиардо, Верня и Ди Ресту. На финишной черте четырех пилотов разделила всего одна секунда. Причем Ди Реста совершил невероятный финишный рывок, отобрав заветное десятое место у Верня в финишном створе. На этом фоне финиш лидеров выглядел довольно тривиально.
В итоге Дженсон Баттон стал первым победителем 2012 года. Далее расположились Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Марк Уэббер, Фернандо Алонсо, Камуи Кобаяши, Кими Райкконен, Серхио Перес, Даниель Риккардо, Пол ди Реста. Этап в Мельбурне показал нам несколько очень важных деталей. Во-первых, в пелотоне, похоже, произошло перераспределение сил по сравнению с прошлым сезоном. Теперь в роли фаворитов выступают пилоты команды McLaren, гонщики же Red Bull идут следом и лишь самую малость проигрывают первым. Во-вторых, в очень приличной форме подошли к старту сезона команды второй волны. И Sauber, и Lotus, и Force India, и Williams выглядели очень прилично. Это можно связывать с несколькими факторами. Зачастую команды не топ уровня стараются к первой гонке подойти во всеоружии, и готовят болид под конкретную гонку, а не под чемпионат в целом.
Кроме этого, для большинства команд болид 2012 года это эволюционированный образец машины 2011 года. Решив проблемы прошлого сезона, они смогли выйти на новый уровень. Косвенно об этом свидетельствует и тот факт, что всего три пилота сошли из-за механических проблем, что для старта сезона очень показательно. Также стоит отметить, что часть команд использовала разные тактики работы с покрышками, что в свою очередь помогло занять более высокие места. Нельзя в этом контексте не вспомнить и проблемы конкурентов. Mercedes оказался за пределами десятки полным составом, Масса так же не финишировал. В-третьих, разрывы между командами минимальны. При этом как между лидерами, так и в борьбе за десятку. Такой плотности результатов в Формуле-1 не было довольно давно. Конечно, можно списать многое на то, что это первый этап, и пока лидеры не показывают свой максимум, обкатывая новинки, и что пока нельзя говорить о картине в целом. Но повторюсь, такой плотности не было уже давно. Williams хоть и не финишировали вовсе, но провели прекрасную гонку.
Особенно это касается Пастора Мальдонадо. Мало того, что он попал в третью часть квалификации, так в гонке болид под его управлением был сопоставим по скорости с Ferarri, а в конце гонки показалось, что Алонсо и вовсе сдерживал венесуэльца. В-четвертых, работа резины продолжает вызывать нарекания. Представитель Pirelli Пол Хэмбри накануне уик-энда заявлял, что компаунда Soft хватит на 20 кругов стабильной работы. Но, как показала гонка, в плотной борьбе уже через 7-10 кругов покрышки не дают хорошего сцепления с трассой. Таким образом, многие пилоты, в том числе Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, команда McLaren в полном составе, два отрезка из трех ехали на более жестком компаунде. Если смотреть на гонку в Мельбурне в разрезе работы команд, то однозначно бросается в глаза прогресс McLaren. Да, возможно норма регламента, запрещающая использование выдувных диффузоров, и ударила более всего по Red Bull, так как эта система у них была самая эффективная в сезоне 2011 года. Но и сами McLaren достигли значительного прогресса.
Машина совершенно по-другому ведет себя в скоростных шиканах. Аэродинамические улучшения на лицо. За счет чего они достигнуты? Сказать сложно. Из видимых аспектов, это обновленные элементы аэродинамических обвесов. Кроме того, машина не утратила и свой главный козырь – скорость. Единственный негативный момент – это проигрыш Хэмилтоном второго места. Но, на мой взгляд, британец виноват сам. Его агрессивный стиль пилотирования оказывал пагубное влияние на покрышки, и Льюис уже не мог поддерживать темп, как своего партнера, так и Себастьяна Феттеля. В то же время пилоты Mercedes показали отличные квалификационные результаты. Но в гонке подтвердить их не смогли. Даже не смотря на проблемы Шумахера, он за 10 кругов отстал от пары лидеров почти на десять секунд. А Нико Росберг был конкурентоспособен только несколько кругов после каждой смены резины.
От Red Bull ожидали большего. Поклонники этой команды верили, что гений Эдриана Ньюи придумает какой-то новый элемент или целую систему, которая опять выведет их любимцев на первые строчки в финишном протоколе. Результаты квалификации стали холодным душем для всех болельщиков Быков. И даже уверения Феттеля, что он допустил ошибку в решающей попытке, особого оптимизма не добавляли. Но вот гоночный темп Red Bull был очень хорош, и практически близок к темпу McLaren и явно выше всех остальных конкурентов.
По-прежнему, козырем Red Bull остается аэродинамика. Результаты пилотов Red Bull, а главное поведение болида во время гонки, дают возможность сделать вывод, что команда: а) очень хорошо поработала над надежностью и стабильностью болида; б) у этой машины есть огромный потенциал. Относительно третей силы чемпионата рассуждать сложно. С одной стороны Фернандо Алонсо финишировал сразу после лидеров. Но вот темп испанца был несопоставим с первыми четырьмя пилотами. Кроме того, в гонке обнажились в полной мере проблемы команды с повышенным износом резины и недостаточной управляемостью. Все это свидетельствует о том, что болид очень сырой, и требует громадного пласта работы, чтобы выйти на более высокий уровень.
Из тех команд, от которых ожидали большего Force India стоит в первых рядах. Команда в концовке прошлого сезона давала бой Mercedes, на тестах показывала очень приличные результаты. Но вот в боевых условиях пока сложилось. В то же время пилоты Mercedes показали отличные квалификационные результаты. Но в гонке подтвердить их не смогли. Даже не смотря на проблемы Шумахера, он за 10 кругов отстал от пары лидеров почти на десять секунд. А Нико Росберг был конкурентоспособен только несколько кругов после каждой смены резины. Как оказалось проблемы с повышенным износом резины, от которых страдали пилоты в прошлом сезоне, никуда не делись и в 2012 году. В итоге, даже если бы не авария, Нико занял бы привычное седьмое место. Хорошее квалификационное время может быть связано и с системой воздуховодов, активизирующейся при включенном DRS. Как известно, в квалификации DRS гонщик может использовать по своему усмотрению, а вот в гонке это право ограничено. Но, в то же время, болид Mercedes выглядит очень перспективно. Он быстр, хорошо управляемый.
На данном этапе нужно решить проблемы с надежностью. А дальше идут три команды, которые в равной степени могут претендовать на места в десятке. Как оказалось, Lotus спроектировал действительно неплохой болид, и удачные результаты на тестах были не бравадой. Третье место в квалификации, хороший темп в гонке позволяют рассчитывать в дальнейшем на неплохие результаты. Но как показалось, пилоты Lotus не совсем были готовы к плотной борьбе. Ведь оба гонщика без надлежащей практики в Формуле-1. Очень хорошее впечатление оставили и пилоты команды Sauber. Серхио Перес вообще смог приехать в очки с последнего места. Болид Sauber по-прежнему отличается хорошей скоростью, а главное надежностью.
Конечно, в дальнейшем им придется нелегко, но в случае проблем у лидеров, они смогут рассчитывать на неплохие результаты. Williams хоть и не финишировали вовсе, но провели прекрасную гонку. Особенно это касается Пастора Мальдонадо. Мало того, что он попал в третью часть квалификации, так в гонке болид под его управлением был сопоставим по скорости с Ferarri, а в конце гонки показалось, что Алонсо и вовсе сдерживал венесуэльца. Эти результаты, скорее всего, связаны с тем, что в межсезонье Williams изменили поставщиков двигателей. Двигатели Renault мощнее, надежней, а главное предсказуемей. С аэродинамикой же у Williams всегда был порядок. Поэтому надеемся на дальнейший успех команды. Torro Rosso, в лице Даниеля Риккардо, смогли попасть в третий сегмент квалификации и в десятку сильнейших.
В целом гонка для команды прошла неплохо, без особых срывов. А если учесть тот факт, что оба пилота пострадали в инциденте на первом круге, то их финишные места можно считать вполне удачными. Из тех команд, от которых ожидали большего Force India стоит в первых рядах. Команда в концовке прошлого сезона давала бой Mercedes, на тестах показывала очень приличные результаты. Но вот в боевых условиях пока сложилось. Возможно, Force India пока не смогли найти баланс в очень большом количестве обновлений, произведенных на болиде. Что касается Caterham, Marussia и HTR то здесь пока трудно сделать какие-то выводы. Первые, демонстрируя как для себя неплохой темп, из-за механических проблем не смогли финишировать. Пилоты Marussia приехали на финиш двумя болидами, но вот с прогрессом как-то не сложилось. HTR и вовсе не попала в лимит 107%, и участия в гонке не принимала. Что ж первый этап закончился, но расслабляться некогда, уже в пятницу нас ждет Гран-при Малайзии. Скорее всего, расклад сил не измениться, ведь доработать болид, просто нет времени. Тем не менее, ждем с нетерпением новых гонок и новых эмоций.
http://sport.bigmir.net