13 февраля в Украине оформлена первая аграрная расписка. Этот факт очень примечателен. Дело в том, что в стране запущен новый механизм привлечения денег в АПК. Причем — в условиях экономического кризиса, когда аграриям катастрофически не хватает средств для проведения полного цикла весенних полевых работ.
Подробнее о произошедшем событии и ожиданиях, которые сельхозпроизводители связывают с аграрными расписками, рассказывает эксперт Проекта IFC по их внедрению Сергей РАБЕНКО.
— Кто и на какую сумму оформил аграрную расписку?
— Первая аграрная расписка выдана компании «ПКЗ-АГРО». Кредитором выступило сельскохозяйственное предприятие «Комбикормовый завод». Аграрная расписка выдана на 32 тонны семян подсолнечника. Ее договорная стоимость – 192 тыс. гривен.
— Аграрная расписка оформлена в рамках пилотного проекта, который IFC с прошлого года реализует на Полтавщине?
— Да. И должник, и кредитор по аграрной расписке находятся в городе Пирятин. Соответственно, земля как залог будущего урожая тоже находится в Полтавской области.
— Как вы оцениваете работу пилотного проекта?
— На сегодняшний день в рамках этого проекта уже выдана вторая аграрная расписка. Причем, на более значительную сумму. Мы также знаем о том, что ряд компаний сейчас готовятся к работе с аграрными расписками. То есть, процесс запущен. К сожалению, не все делается так быстро, как нам бы хотелось, но важно уже то, что дело на месте не стоит.
— Насколько активно центральные и местные органы власти участвуют в реализации пилотного проекта?
— Прежде всего, мы ощущаем поддержку со стороны Министерства аграрной политики и продовольствия. Оно очень активно помогает нам в отработке необходимой нормативной документации. Это важно для полноценной реализации пилотного проекта.
Также проект получает поддержку на местном уровне от Департамента агропромышленного развития Полтавской ОГА и областного управления юстиции. Оба органа располагают всей информацией, которая касается его реализации и дальнейших планов. Сотрудники Департамента консультируют сельхозпроизводителей, организовывают различные мероприятия. Например, при их активном участии в конце прошлого года мы провели серию тренингов по работе с аграрными расписками. Их участниками стали фермеры и нотариусы.
Сейчас планируем провести цикл семинаров для нотариусов, которые подключились к Реестру аграрных расписок. Нам важно отработать все вопросы, которые у них возникают или могут возникнуть уже в ближайшее время.
— Почему в наше кризисное время потребность в аграрных расписках резко возрастает?
— Вся связано с тем, что количество инструментов, направленных на привлечение финансов в аграрный сектор, весьма ограничено. Это, по сути, вексельное финансирование, банковское кредитование и товарные кредиты.
Банковское кредитование с учетом ситуации, которая сложилась в банковском секторе, в этом году существенно сократилось. Точно так же, как и объемы товарного кредитования.
Аграрная расписка – это инструмент, который более простой и дешевый в администрировании по сравнению с выше указанными, надежный для обеих сторон и, что важно, известен международным компаниям-кредиторам, которые работают на рынке Украины. Мы надеемся, что это поможет увеличить объем привлеченных в аграрный сектор финансов.
— Кто, прежде всего, нуждается в аграрных расписках – крупные сельхозпроизводители, средние или мелкие?
— Сегодня все сельхозпроизводители испытывают дефицит оборотных средств. И это не зависит от того, сколько земли они обрабатывают, сколько сотрудников наняли на работу, сколько продукции производят. Хотя, конечно, в первую очередь, этот инструмент направлен на малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей. Потому что им особенно сложно находить деньги на развитие своего бизнеса в такое тяжелое для экономики время.
— Готовы ли наши сельхозпроизводители в своей массе работать с аграрными расписками?
— Я уверен, что сельхозпроизводители готовы массово работать с аграрными расписками. Не случайно они демонстрировали повышенный интерес к нашим семинарам.
Мы предполагали, что на каждом семинаре будет присутствовать по 20-25 человек. На самом деле их было намного больше. Иногда к нам приходили до 40 аграриев.
Так что сегодня вопрос заключается в том, насколько готовы кредиторы, то есть, дистрибьюторы, зернотрейдеры, банки, поставщики товаров и материальных ценностей, работать с сельхозпроизводителями с использованием аграрных расписок. В этом сейчас главный вопрос. И мы будем вместе с ними вырабатывать механизмы, которые позволят предоставлять все больше финансирования с использованием аграрных расписок.
— Что в данном случае больше всего сдерживает кредиторов?
— На сегодняшний день кредиторов, как и других участников рынка, зачастую настораживает все новое. В то же время, есть полное понимание необходимости изменений, работы с новыми инструментами и увеличения прозрачности и доверия на рынке. Данное понимание основывается на непредсказуемости существующих на рынке инструментов в свете сложившейся судебной и правоприменительной практики.
— Пилотный проект в Полтавской области запускался непросто. С какими проблемами вы тогда столкнулись и как они решаются сейчас?
— Проблем было немало. Они встречались и в сфере налогообложения, и в сфере нотариата, и в сфере исполнительного производства. Сейчас многие из них успешно решаются. В частности, в ближайшее время мы ожидаем от Министерства юстиции письмо с разъяснением о том, как нотариусам следует работать с аграрными расписками, а от Государственной фискальной службы — обобщенную налоговую консультацию.
Исполнительное производство пока что будет осуществляться в рамках существующих правил. Дело в том, что сейчас идет реформирование исполнительной службы, предлагается введение частных исполнителей. Как все сложится в будущем, никто не знает. Поэтому мы рассматриваем разные возможности и разный порядок исполнения обязательств по аграрным распискам. Какая версия окажется окончательной — это будет зависеть от того, каким образом пройдут реформы в этой сфере.
— Впереди посевная кампания. Это как то скажется на количестве оформленных аграрных расписок?
— Мы успели полноценно запустить этот инструмент в рамках одной области к посевной. И хотим предложить кредиторам и сельхозпроизводителям всю инфраструктуру, которой они могут пользоваться, чтобы выдавать аграрные расписки и, соответственно, привлекать финансирование. В первый сезон мы ожидаем ряд пробных транзакций для проверки нового инструмента.
— Сколько всего в текущем году может быть оформлено аграрных расписок в рамках пилотного проекта?
— Можно выдать одну аграрную расписку на миллион гривен, а можно на эту же сумму выдать десять аграрных расписок. Что от этого изменится? Ровным счетом ничего. Так что вопрос упирается вовсе не в количество выданных аграрных расписок. Наша задача состоит в том, чтобы привлечь в аграрный сектор максимальное количество денежных средств.
— Планирует ли IFC расширить географию пилотных проектов, которые будут заниматься внедрением аграрных расписок?
— В наших ближайших планах – распространить проект на еще одну-две области. С такой просьбой к нам обратилось Министерство аграрной политики и продовольствия. Мы пока не определились, какие это будут области, но уже отрабатываем техническую возможность такого подключения. Думаю, что этот вопрос будет решен в течение ближайшего месяца—двух. Полноценное внедрение инструмента по всей территории Украины мы планируем на конец 2015 — начало 2016 годов.
Николай ЛУГОВОЙ,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»