Новости Экономика

В украинском АПК формируется общественное лобби

Каждый раз круг проблем в аграрном секторе будет расти, если их решением будет заниматься исключительно власть. Тому есть много причин. Одна из них касается острой нехватки во власти кадровых, финансовых, технических и других ресурсов. Как показывает практика, временами находятся чиновники, продвигающие свои интересы, а за определенное вознаграждение – интересы тех людей, которые его им обеспечивают.

Такая ситуация подпитывает отраслевую коррупцию. Поэтому встает вопрос – как разорвать эту опасную цепочку, как при формировании и реализации аграрной политики учитывать интересы всех ее участников, включая и малых и средних сельхозпроизводителей, обеспечивающих жизнедеятельность сел, благополучие всем, кто в них проживает.

В развитых странах уже привычной практикой стало сотрудничество центральных и местных органов управления с отраслевыми общественными организациями. Они не только привлекаются к разработке и воплощению национальных и региональных программ социально-экономического развития, им также передают отдельные управленческие и контрольные функции за определенными процессами.

Как это складывается в украинском аграрном секторе? Какую роль в нем играют отраслевые организации и общественные объединения, которые за время своего существования сумели объединить в своих рядах многих специалистов высочайшего профессионального уровня? Об этом говорим со специалистом по вопросам аграрной и земельной политики Проекта USAID «АгроИнвест» Александром МУЛЯРОМ.

— Насколько активно общественные организации привлекаются к формированию аграрной политики?

— В последнее время мы наблюдаем рост профессионального уровня отраслевых организаций и общественных объединений аграрного сектора экономики, а соответственно – их влияния на формирование в Украине аграрной политики. Участники аграрного рынка ощущают важность коллективной наработки решений и общего представления интересов в диалоге с властью. Государственные органы власти также все чаще апеллируют к организованным представителям бизнеса в вопросах наработки отдельных направлений аграрной политики. Это положительный момент. Ярким примером такого сотрудничества является недавно внедренные мероприятия по дерегуляции в АПК.

Другое дело, что пока трудно учесть позиции всех заинтересованных сторон в формировании того или иного направления аграрной политики. Ведь одни ассоциации объективно сильнее других, представляют более сильные подотрасли, могут активнее лоббировать нужные им решения. Другим это делать сложнее. А об интересах сельского населения бизнесмены могут и вовсе забыть, считая их второстепенными.

Поэтому сегодня чрезвычайно актуальным является введение понятных и действенных механизмов сотрудничества органов власти с отраслевыми ассоциациями и общественными объединениями, которые учитывали бы интересы всех участников. Лишь в таком случае сотрудничество будет приносить плодотворные результаты.

— Как выглядит участие общественных организаций в подготовке законопроектов, отраслевых решений?

— Времена, когда представители ассоциаций кулуарным образом пытались решать вопросы отрасли, уже проходят. Представители аграрной сферы все больше полагаются на принятие прозрачных, компетентных решений. Они работают в разнообразных рабочих группах по подготовке законопроектов, предоставляют экспертные оценки, отстаивают позиции своих организаций. Хорошо организованные, аналитически мощные ассоциации принимают очень активное участие в такой работе, и так должно быть.

— Специалисты признают, что самым слабым в отечественной системе управления остается звено, которое отвечает за реализацию принятых решений. Привлекаются ли представители общественного сектора к работе, связанной с реализацией аграрной политики, и как они с ней справляются?

— Этот вопрос связан с развитием саморегуляции в аграрном секторе – делегированием государством отраслевым объединениям части полномочий по регулированию аграрного рынка, а также усиления внутренней организации ассоциаций для оказания дополнительных услуг своим членам, установления согласованных требований к качеству продукции и обеспечения их соблюдения, содействия открытию новых рынков сбыта. Таким образом, государство передает несвойственные ему функции отраслевым ассоциациям АПК, значит, снижаются затраты на администрирование и государственный контроль, растет эффективность принятия отраслевых решений и пр. Эффективные саморегулирующие организации будут иметь существенное влияние на повышение качества сельскохозяйственной продукции путем введения для своих членов стандартов поведения и дополнительных показателей качества выработанной продукции.

Конечно, перспективы получения отраслевыми ассоциациями статуса саморегулирующих организаций потребуют значительно большей ответственности и системности в их работе. Поэтому крайне важно дальнейшее развитие этих организаций.

— Есть ли положительный опыт саморегулирования в аграрной отрасли в других странах? Что мы могли бы позаимствовать?

— Мне приходилось изучать успешный опыт работы саморегулирующих организаций АПК в Чехии, Испании, Великобритании, странах Северной и Южной Америки. Интересным для нас является опыт функционирования Ассоциации «УНИКА», представляющей сахарную отрасль Бразилии, Ассоциации свиноводов Чехии, мукомольной группы «УНИМИ» во Франции и других.

Ссылаясь на их опыт, мы также могли бы, например, передать ведение разных государственных реестров соответствующим ассоциациям: реестр субъектов племенного дела в животноводстве, реестр складских документов на зерно, реестр аттестованных производителей молока, молочного сырья и молочных продуктов, реестр сортов растений, ведение реестров сельскохозяйственных дорадников, экспертов-дорадников и дорадчих служб и другие. Кроме того, поручить им проведение сертификации сельскохозяйственной продукции, например, сертификации семян, а также вопросы квотирования производства сельскохозяйственной продукции, если необходимость в квотировании является обоснованной. Безусловно, государство будет осуществлять мониторинг этой деятельности, однако качественное исполнение тех или иных функций может обеспечиваться саморегулирующими организациями, создание и функционирование которых должно было бы отвечать установленным критериям.

— В действительности сельскохозяйственными вопросами занимается большое количество общественных организаций. Как они взаимодействуют в работе, и кто координирует их деятельность?

— Для координации такой работы организовывались общественные советы при органах исполнительной власти, в том числе, при Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины. К сожалению, работа этого общественного совета пока приостановлена. Но мы все чаще видим, как ряд отраслевых ассоциаций разрабатывают и отстаивают общие позиции по ключевым вопросам аграрной политики, что подтверждает важность и эффективность скоординированных действий представителей отрасли.

Хочу привести пример работы Аналитической платформы АПК, функционирующей при поддержке Проекта USAID «АгроИнвест» и объединяющей более 20 отраслевых ассоциаций и общественных объединений. Она функционирует как совещательная группа для аналитической поддержки и содействия организации координационных мероприятий отраслевых ассоциаций аграрного сектора. Работа Платформы сосредоточена на мониторинге и анализе инициатив по аграрной политике, на координации позиций с отраслевыми ассоциациями, на создании рабочих групп при подготовке нормативно-правовых актов и пр. Поэтому не случайно, что именно специалисты Аналитической платформы поддержали инициативу отраслевых ассоциаций и подготовили проект Закона Украины «Об основах саморегулирования в аграрном секторе Украины». И, кстати, процесс подготовки законопроекта стал хорошим примером сотрудничества Аналитической платформы и отраслевых ассоциаций с Минагрополитики.

Платформа также нарабатывает материалы и документы, касающиеся земельных вопросов, налогообложения в сельском хозяйстве, упрощения ведения бизнеса в отрасли животноводства. Ассоциации, входящие в ее состав, именно эти направления работы определили как приоритетные.

— Общественные организации призваны отражать общественное мнение, однако есть случаи, когда они создаются для лоббирования интересов коммерческих структур. Получили ли распространение такие подходы в аграрной сфере и как они влияют на отраслевую ситуацию?

— Лоббирование интересов отраслевых ассоциаций является одной из задач таких организаций, и тут нет ничего противоправного. Однако, как мы обсуждали ранее, важно учитывать интересы всех, в том числе, и тех, кто имеет меньше возможностей для лоббирования.

Приведу такой пример. В принятый Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)», который имеет целью обоснованное снятие барьеров, мешающих ведению бизнеса, в частности, аграрного, включено положение о минимальном 7-летнем сроке аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства. Мы убеждены, что это законодательное нововведение принято без учета прав и интересов мелких землесобственников, которых в Украине около 7 миллионов. Закон, призванный уменшить зарегулированность бизнеса, включает положение об ограничении права граждан распоряжаться своей собственностью. И прямым последствием станет уменьшение выгод миллионов граждан от собственной земли, поскольку у нас отсутствует зависимость уровня арендной платы от срока договора аренды.

Вряд ли возникают сомнения, что это положение было пролоббировано определенными бизнес кругами, и законодатель не учел позиции других сторон.

Сегодня происходят чрезвычайно актуальные публичные дискуссии относительно возможного снятия моратория на оборот земель сельскохозяйственного назначения. Но если, к примеру, общественное мнение будет формироваться исключительно представителями крупного аграрного бизнеса, мы и в дальнейшем будем консервировать накопленные проблемы земельных отношений в Украине.

— Насколько активно «АгроИнвест» сотрудничает с общественным сектором?

— Одной из важных задач Проекта определено усиление общественных ассоциаций через укрепление их организационной способности и устойчивой деятельности в продвижении рыночных реформ. «АгроИнвест» уже реализовал целый ряд мероприятий, направленных на развитие организационной способности сельскохозяйственных отраслевых ассоциаций и общественных объединений АПК. Проектом поддержано порядка 15 ассоциаций как на национальном, так и на региональном уровнях в рамках специальных грантовых программ по развитию организационной способности ассоциаций. Также успешно реализованы учебные модули Проекта в поддержку исполнительных органов ассоциаций. Тематика обучения определялась по результатам проведенного анкетирования и оценки потребностей ассоциаций. Она касалась стратегического планирования и управления в организациях, вопросов налогообложения и ведения бухгалтерского учета в неприбыльных организациях, привлечения внешнего финансирования и управления проектами в неприбыльных организациях, основ и наилучших практик лоббирования, связей с общественностью и усиления имиджа и пр.

И следует отметить большой интерес со стороны представителей ассоциаций к участию в учебных программах. Около 40% участников тренингов представляли организации, с которыми «АгроИнвест» не сотрудничал ранее. Это дает основания ожидать, что круг наших потенциальных партнеров будет расти и дальше.

Тарас ТЕРНОВСКОЙ,

Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

(Всего 10, сегодня 1)

Похожие новости

В Киеве митинговали мирно

newsmaker

Организм космонавта производит ракетное топливо

newsmaker

Сегодня три украинских клуба стартуют в Лиге Европы

newsmaker

Оставить комментарий