Новости Экономика

В украинском АПК формируется общественное лобби

Каждый раз круг проблем в аграрном секторе будет расти, если их решением будет заниматься исключительно власть. Тому есть много причин. Одна из них касается острой нехватки во власти кадровых, финансовых, технических и других ресурсов. Как показывает практика, временами находятся чиновники, продвигающие свои интересы, а за определенное вознаграждение – интересы тех людей, которые его им обеспечивают.

Такая ситуация подпитывает отраслевую коррупцию. Поэтому встает вопрос – как разорвать эту опасную цепочку, как при формировании и реализации аграрной политики учитывать интересы всех ее участников, включая и малых и средних сельхозпроизводителей, обеспечивающих жизнедеятельность сел, благополучие всем, кто в них проживает.

В развитых странах уже привычной практикой стало сотрудничество центральных и местных органов управления с отраслевыми общественными организациями. Они не только привлекаются к разработке и воплощению национальных и региональных программ социально-экономического развития, им также передают отдельные управленческие и контрольные функции за определенными процессами.

Как это складывается в украинском аграрном секторе? Какую роль в нем играют отраслевые организации и общественные объединения, которые за время своего существования сумели объединить в своих рядах многих специалистов высочайшего профессионального уровня? Об этом говорим со специалистом по вопросам аграрной и земельной политики Проекта USAID «АгроИнвест» Александром МУЛЯРОМ.

— Насколько активно общественные организации привлекаются к формированию аграрной политики?

— В последнее время мы наблюдаем рост профессионального уровня отраслевых организаций и общественных объединений аграрного сектора экономики, а соответственно – их влияния на формирование в Украине аграрной политики. Участники аграрного рынка ощущают важность коллективной наработки решений и общего представления интересов в диалоге с властью. Государственные органы власти также все чаще апеллируют к организованным представителям бизнеса в вопросах наработки отдельных направлений аграрной политики. Это положительный момент. Ярким примером такого сотрудничества является недавно внедренные мероприятия по дерегуляции в АПК.

Другое дело, что пока трудно учесть позиции всех заинтересованных сторон в формировании того или иного направления аграрной политики. Ведь одни ассоциации объективно сильнее других, представляют более сильные подотрасли, могут активнее лоббировать нужные им решения. Другим это делать сложнее. А об интересах сельского населения бизнесмены могут и вовсе забыть, считая их второстепенными.

Поэтому сегодня чрезвычайно актуальным является введение понятных и действенных механизмов сотрудничества органов власти с отраслевыми ассоциациями и общественными объединениями, которые учитывали бы интересы всех участников. Лишь в таком случае сотрудничество будет приносить плодотворные результаты.

— Как выглядит участие общественных организаций в подготовке законопроектов, отраслевых решений?

— Времена, когда представители ассоциаций кулуарным образом пытались решать вопросы отрасли, уже проходят. Представители аграрной сферы все больше полагаются на принятие прозрачных, компетентных решений. Они работают в разнообразных рабочих группах по подготовке законопроектов, предоставляют экспертные оценки, отстаивают позиции своих организаций. Хорошо организованные, аналитически мощные ассоциации принимают очень активное участие в такой работе, и так должно быть.

— Специалисты признают, что самым слабым в отечественной системе управления остается звено, которое отвечает за реализацию принятых решений. Привлекаются ли представители общественного сектора к работе, связанной с реализацией аграрной политики, и как они с ней справляются?

— Этот вопрос связан с развитием саморегуляции в аграрном секторе – делегированием государством отраслевым объединениям части полномочий по регулированию аграрного рынка, а также усиления внутренней организации ассоциаций для оказания дополнительных услуг своим членам, установления согласованных требований к качеству продукции и обеспечения их соблюдения, содействия открытию новых рынков сбыта. Таким образом, государство передает несвойственные ему функции отраслевым ассоциациям АПК, значит, снижаются затраты на администрирование и государственный контроль, растет эффективность принятия отраслевых решений и пр. Эффективные саморегулирующие организации будут иметь существенное влияние на повышение качества сельскохозяйственной продукции путем введения для своих членов стандартов поведения и дополнительных показателей качества выработанной продукции.

Конечно, перспективы получения отраслевыми ассоциациями статуса саморегулирующих организаций потребуют значительно большей ответственности и системности в их работе. Поэтому крайне важно дальнейшее развитие этих организаций.

— Есть ли положительный опыт саморегулирования в аграрной отрасли в других странах? Что мы могли бы позаимствовать?

— Мне приходилось изучать успешный опыт работы саморегулирующих организаций АПК в Чехии, Испании, Великобритании, странах Северной и Южной Америки. Интересным для нас является опыт функционирования Ассоциации «УНИКА», представляющей сахарную отрасль Бразилии, Ассоциации свиноводов Чехии, мукомольной группы «УНИМИ» во Франции и других.

Ссылаясь на их опыт, мы также могли бы, например, передать ведение разных государственных реестров соответствующим ассоциациям: реестр субъектов племенного дела в животноводстве, реестр складских документов на зерно, реестр аттестованных производителей молока, молочного сырья и молочных продуктов, реестр сортов растений, ведение реестров сельскохозяйственных дорадников, экспертов-дорадников и дорадчих служб и другие. Кроме того, поручить им проведение сертификации сельскохозяйственной продукции, например, сертификации семян, а также вопросы квотирования производства сельскохозяйственной продукции, если необходимость в квотировании является обоснованной. Безусловно, государство будет осуществлять мониторинг этой деятельности, однако качественное исполнение тех или иных функций может обеспечиваться саморегулирующими организациями, создание и функционирование которых должно было бы отвечать установленным критериям.

— В действительности сельскохозяйственными вопросами занимается большое количество общественных организаций. Как они взаимодействуют в работе, и кто координирует их деятельность?

— Для координации такой работы организовывались общественные советы при органах исполнительной власти, в том числе, при Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины. К сожалению, работа этого общественного совета пока приостановлена. Но мы все чаще видим, как ряд отраслевых ассоциаций разрабатывают и отстаивают общие позиции по ключевым вопросам аграрной политики, что подтверждает важность и эффективность скоординированных действий представителей отрасли.

Хочу привести пример работы Аналитической платформы АПК, функционирующей при поддержке Проекта USAID «АгроИнвест» и объединяющей более 20 отраслевых ассоциаций и общественных объединений. Она функционирует как совещательная группа для аналитической поддержки и содействия организации координационных мероприятий отраслевых ассоциаций аграрного сектора. Работа Платформы сосредоточена на мониторинге и анализе инициатив по аграрной политике, на координации позиций с отраслевыми ассоциациями, на создании рабочих групп при подготовке нормативно-правовых актов и пр. Поэтому не случайно, что именно специалисты Аналитической платформы поддержали инициативу отраслевых ассоциаций и подготовили проект Закона Украины «Об основах саморегулирования в аграрном секторе Украины». И, кстати, процесс подготовки законопроекта стал хорошим примером сотрудничества Аналитической платформы и отраслевых ассоциаций с Минагрополитики.

Платформа также нарабатывает материалы и документы, касающиеся земельных вопросов, налогообложения в сельском хозяйстве, упрощения ведения бизнеса в отрасли животноводства. Ассоциации, входящие в ее состав, именно эти направления работы определили как приоритетные.

— Общественные организации призваны отражать общественное мнение, однако есть случаи, когда они создаются для лоббирования интересов коммерческих структур. Получили ли распространение такие подходы в аграрной сфере и как они влияют на отраслевую ситуацию?

— Лоббирование интересов отраслевых ассоциаций является одной из задач таких организаций, и тут нет ничего противоправного. Однако, как мы обсуждали ранее, важно учитывать интересы всех, в том числе, и тех, кто имеет меньше возможностей для лоббирования.

Приведу такой пример. В принятый Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)», который имеет целью обоснованное снятие барьеров, мешающих ведению бизнеса, в частности, аграрного, включено положение о минимальном 7-летнем сроке аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства. Мы убеждены, что это законодательное нововведение принято без учета прав и интересов мелких землесобственников, которых в Украине около 7 миллионов. Закон, призванный уменшить зарегулированность бизнеса, включает положение об ограничении права граждан распоряжаться своей собственностью. И прямым последствием станет уменьшение выгод миллионов граждан от собственной земли, поскольку у нас отсутствует зависимость уровня арендной платы от срока договора аренды.

Вряд ли возникают сомнения, что это положение было пролоббировано определенными бизнес кругами, и законодатель не учел позиции других сторон.

Сегодня происходят чрезвычайно актуальные публичные дискуссии относительно возможного снятия моратория на оборот земель сельскохозяйственного назначения. Но если, к примеру, общественное мнение будет формироваться исключительно представителями крупного аграрного бизнеса, мы и в дальнейшем будем консервировать накопленные проблемы земельных отношений в Украине.

— Насколько активно «АгроИнвест» сотрудничает с общественным сектором?

— Одной из важных задач Проекта определено усиление общественных ассоциаций через укрепление их организационной способности и устойчивой деятельности в продвижении рыночных реформ. «АгроИнвест» уже реализовал целый ряд мероприятий, направленных на развитие организационной способности сельскохозяйственных отраслевых ассоциаций и общественных объединений АПК. Проектом поддержано порядка 15 ассоциаций как на национальном, так и на региональном уровнях в рамках специальных грантовых программ по развитию организационной способности ассоциаций. Также успешно реализованы учебные модули Проекта в поддержку исполнительных органов ассоциаций. Тематика обучения определялась по результатам проведенного анкетирования и оценки потребностей ассоциаций. Она касалась стратегического планирования и управления в организациях, вопросов налогообложения и ведения бухгалтерского учета в неприбыльных организациях, привлечения внешнего финансирования и управления проектами в неприбыльных организациях, основ и наилучших практик лоббирования, связей с общественностью и усиления имиджа и пр.

И следует отметить большой интерес со стороны представителей ассоциаций к участию в учебных программах. Около 40% участников тренингов представляли организации, с которыми «АгроИнвест» не сотрудничал ранее. Это дает основания ожидать, что круг наших потенциальных партнеров будет расти и дальше.

Тарас ТЕРНОВСКОЙ,

Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

(Всего 9, сегодня 1)

Похожие новости

Украинские учёные разработали современный метод лечения рака

newsmaker

Янукович хочет расширить права адвокатов

newsmaker

Львов впервые будет отмечать Дни Европейского Наследия

newsmaker

Оставить комментарий