Торги «Украинская альтернатива ХХ», состоявшиеся 19 ноября в Киеве, были организованы аукционным домом «Дукат» уже в четвертый раз. И этой осенью не обошлось без очередного ценового рекорда..За 240 тысяч гривен ушло с молотка полотно Валерия Гегамяна «Африканка». Год назад рекордную цену 208 тысячи гривен. заплатили за картину Олега Голосия «Обнажённая». Не осталось без внимания творчество этого автора и нынче: Картина «Вход — Выход» ушла с молотка за 72 тысяч гривен, а картину «Портрет» купили за 136 тысяч гривен. Эти работы стали топ-лотами прошедших торгов.
Но много работ — два трети из выставленных на торги — не нашли своего покупателя. Продали всего 32% лотов.
Уровень непроданных лотов, как показал опыт 2008-2009 годов, является барометром состояния арт-рынка. И судя по всему «барометр» предвещает сложности.
Торги «Дуката» в Киеве показали тенденцию, зафиксированную не так давно на крупнейших аукционах мира. Долговой кризис в Европе уже начинает сказываться на покупательских настроениях игроков арт-рынка..Коллекционеры стали осторожничать.
Первым тревожным звонком на рынке, который после падения в 2008 начал быстро восстанавливаться, и в 2010 достиг докризисного уровня, стали итоги торгов импрессионистов и модернистов, который провел Christie’s в Нью-Йорке 1 ноября. Эксперты окрестили результаты торгов пессимистичными. Вель купили лишь 51 из 82 лотов. Причем главные топ-лоты на так и не нашли своих покупателей. В том числе и самая дорогая работа — скульптура «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» Дега. Ее предварительно оценили в $25-35 млн. Но никто не захотел предложить за нее более $18,5 млн.
Подобная ситуация повторилась и у главного конкурента Christie’s — аукционного дом Sotheby’s. На Русских торгах в Нью-Йорке с молотка ушла лишь половина лотов – 13 из 26. По мнению представителя аукциона, такой результат объясняется пессимистичными ожиданиями инвесторов от развития ситуации в мировой экономике.
Возвращаясь к прошедшим в Киеве торгам аукционного дома «Дукат», стоит отметить, что продали только треть работ, тем не менее, общая сумма выручки превысила итоги аукционов 2010 г. в среднем на 55%.
Причиной тому организаторы аукциона завывают высокий уровень собранных работ, что предопределило их достаточно высокий эстимейт — который по сравнению с предыдущими, самыми успешными торгами он увеличился более чем в полтора раза.
На торги выставлялись работы мастеров Парижской школы, поколения «шестидесятников», художников «Украинской новой волны» и художники, заявившие о себе в 1990‑2000-х гг. Всего было представлено 120 лотов.
А дополнительным 121-м стал графический полиптих «Сотворение» Матвея Вайсберга Художник сотворил его на глазах у гостей, пришедших на открытие предаукционной выставки с помощью интерактивного планшета . Звуковым сопровождением этого творческого процесса стала фортепианная импровизация Дмитрия Шурова. Оригинальное произведение, было затем отпечатано на бумаге. «Сотворение» в ходе торгов ощутимо выросло в цене и было продано за 8 тысяч грн. с превышением верхней границы эстимейта, как и еще одна работа Вайсберга «Чёрный лебедь».
Активно торговались на аукционе за картины Мязина, Гейко, Гегамяна («Ярость»), Ананяна, Молнара. Были куплены так же работы Мамсикова, Медвидя, Животкова, Штейнберга, Петрова, Аполлонова, Шерешевского.
По материалам: Дело