Украинская гривна — самая нестабильная валюта в мире. Именно под таким грифом начался и проходит 2015 год. Масла в огонь подливает никак не заканчивающаяся антитеррористическая операция на Востоке страны, не давая экономике привлекать новые иностранные инвестиции и предотвращать бегство капитала. Очередным громким хлопком, показавшим нежелание крупного бизнеса идти на риски оставаясь в Украине, стало решение компании WizzAir уйти с украинского рынка до его стабилизации.
От, казалось бы, катастрофической ситуации здорово выигрывают экспортёры, чьи гривневые доходы выросли втрое, в то время как затраты на оплату труда остались на докризисном уровне. Даже при условии валютных ограничений НБУ, обязывающих сдавать большую часть валютной выручки, экспортёры — единственная прослойка бизнеса, которой удалось по крайней мере остаться на прежних уровнях прибыльности.
А что же с импортом?
У импортёров дела обстоят куда хуже. Курсовая нестабильность и тотальное снижение покупательской способности населения привело к значительному снижение грузопотока в Украину. Конечно, некоторым ритейлерам всё же удалось заработать на паническом желании населения превратить обесценивающуюся валюту в что-то более материальное, например, холодильник или стиральную машину. Но большинство представителей бизнеса прогнозируют убытки по результатам 2015 года.
По словам экспедиторов, на рынке отчётливо прослеживается снижение спроса на международные перевозки. «Это особенно видно за последние 3 месяца» — говорит Виктор, начальник департамента одной из крупных логистических компаний столицы. «Количество новых клиентов заметно упало, а старые сократили объёмы в 2-3 раза».
Как и на чём экономят?
Акценты начинают смещаться в сторону схемы LCL, когда импортёры арендуют несколько кубических метров в контейнере и доставляют небольшую партию товара под реализацию. Это помогает существенно снизить издержки на складскую логистику. Ещё одним «методом» экономии как всегда являются чёрные схемы, при которых удаётся привезти груз без уплаты налогов и пошлин. Но это довольно рискованная и опасная затея.
Законопослушные компании, не прибегающие к разного рода махинациям, всё чаще в последнее время пользуются не очень популярными ранее услугами аутсорсинговых компаний для оптимизации бизнеса. Хотя акценты сместились от проведения различных тренингов и корпоративного обучения к консалтингу внешнеэкономической деятельности, который позволяет решать конкретные проблемы в логистике предприятия.
По мнению экспертов Украинской Логистической Ассоциации (УЛА), консалтинг в этой сфере способен сэкономить собственникам от 5% до 15% затрат благодаря одной только разработке оптимальных маршрутов и правильного графика поставок. Эксперты Ассоциации также подтверждают уход бизнеса из сферы корпоративного обучения, в частности, на MBA программы со специализацией в логистике, предоставляемые рынку несколькими киевскими бизнес-школами.