Научно строгой теории, объясняющей взаимосвязи здоровья с явлениями и процессами общественной жизни, в которой получил бы реализацию комплексный подход к человеку и с социальной, и с биологической точек зрения, теории, вооружающей практиков научным знанием закономерностей в динамике здоровья, позволяющим строить прогнозы в его изменении, пока нет. Специалисты же в области социальной гигиены, широко оперируя категорией образ жизни применительно к проблеме здоровья чаще всего ограничиваются рассмотрением поведенческих его характеристик и пытаются подкрепить правильные общетеоретические рассуждения результатами разрозненных, частных исследований, не адекватных постановке проблемы. Это усеченное значение образа жизни закрепляется и в понятии здоровый образ жизни. Такое понимание образа жизни уже прочно укрепилось в научной литературе, посвященной проблеме здоровья, и находит отражение в программных документах.
Современная медицина продвинулась далеко вперед. К примеру эндурант позволит выполнить лечение больных аневризмой при сложной анатомии, имеет высокую проходимость и точность позиционирования.
Между тем, нам представляется, что отход от требований, предъявляемых методологией изучения образа жизни к исследованию здоровья (как и к любой другой предметной области социальной действительности) имеет весьма серьезные практические последствия, приводя к такой ситуации, когда вопросы предупреждения заболеваний, создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, другими словами, вопросы профилактики (в широком смысле, социальной профилактики), предполагающей воздействие на весь комплекс факторов условий и образа жизни людей, участвующих в формировании их здоровья, рассматриваются как самостоятельное направление в здравоохранительной деятельности. При этом часто речь идет о профилактике в узком ее значении, как системы медицинских, санитарно-гигиенических мер, направленных на предотвращение заболеваемости.