Новую версию предназначения легендарных египетских сооружений представляет красноярский физик Павел ПОЛУЯН.Египетские пирамиды — главное чудо света. Кто-то полагает, что их строили самовлюбленные фараоны для собственного захоронения, другие утверждают, что в конструкции пирамид волшебники-атланты зашифровали магические знания о тайнах вселенной, а некоторые вспоминают про инопланетян, дескать, не под силу землянам возводить столь грандиозные сооружения. Археологи ведут раскопки, фантасты пишут книги, казалось бы, трудно здесь удивить нас чем-то сенсационным. Однако есть один вопрос, на который я сегодня попробую дать неожиданный ответ.
Сразу скажу: я не претендую на открытие, ведь трудно назвать открытием то, что было уже много столетий известно людям. Другой вопрос — почему это знание хранилось за семью печатями? Но и этому есть объяснение. Впрочем, не буду интриговать читателя — не о фантастических древних тайнах пойдет речь. Никакой фантастики! Настоящая тайна в том, что при строительстве пирамид древние мастера использовали для пиления гранитных глыб алмазные пилы — медные полосы, где зубьями служат алмазные кристаллы. Реальная правда в том, что возведение пирамид основывалось на развитой индустрии по добыче алмазов в Африке, в бассейне реки Нил. Истинно и то, что алмаз — самый прочный материал на земле, первоначально ценился именно за свои технические качества и лишь в ходе этого древнего строительства приобрел репутацию божественного и вечного драгоценного камня. А главное: если вы покопаетесь в песке вокруг пирамид, то с большой вероятностью найдете алмазные песчинки — ведь если распил каменных глыб был организован промышленным образом, алмазные зубчики во множестве выкрашивались из тысяч пил — оказывались на строительной площадке под ногами рабочих.
Египтологи никогда не могли дать вразумительного ответа на вопрос — как древние мастера умудрялись получать столь ровные поверхности каменных глыб? Ведь в те времена, удаленные от нас на тысячелетия, высокопрочной стали еще не знали, а бронзовые сплавы на основе меди и олова не способны побеждать камень. Поэтому историки-египтологи говорят о подсыпании в распил кварцевого песка с водой, про использование доломитовых шариков, про разные ухищрения с клиньями, набухающими от воды и пр.
Наиболее радикальные исследователи выносили вердикт: столь трудоемкие технические приемы не способны обеспечить строительный процесс, результатом которого стали пирамиды. Не так давно известный российский ученый-математик и предприниматель Дмитрий Павлов организовал несколько экспедиций к пирамидам. Поскольку я знаком с Дмитирем Геннадьевичем, то получил возможность посмотреть фото и видео-материалы, привезенные из Египта. Там представлены убедительные доказательства, что обработка камней производилась изощренными инструментами — узкие пилы, кольцевые сверла, выпиливающие из камня цилиндр, фрезы и пр. Это технологический уровень недоступный бронзовым инструментам.
Зато алмазные пилы, как известно современным камнерезам, лучше всего делать из меди: алмазы утапливаются в мягкий металл, тот в процессе эксплуатации инструмента вычищается, обнажая острые кромки зубьев — эффективность пиления возрастает. К сожалению, участники вышеназванных экспедиций пришли к фантастическим выводам о наличии у «древних богов Египта» каких-то лазерно-плазменных резаков, то есть они уверовали в инопланетян, которые десять тысяч лет назад на берегах Нила зачем-то основали свою базу и построили пирамиды.
На самом деле, как видим, все просто: люди находили алмазы, которых в Африке много, они исследовали свойства красивого прозрачного камня — и вот придумали алмазные пилы, которые могли пилить крепчайший гранит как мягкое дерево. Логично предположить, что именно это открытие подвигло древних египтян на строительство столь величественных сооружений — победа над камнем должна была быть ознаменована и запечатлена. Посмотрите: сама форма пирамид — это именно форма алмаза. Ведь в природном состоянии кристалл углерода алмаз выглядит как четырехгранная пирамида — точнее, как две пирамиды соединенные своими квадратными гранями. Таким образом, пирамиды стали памятником самому прочному на земле веществу — алмазу, вечному, неразрушимому. Наверное, египтяне верили, что именно эта форма и выражает сущность бессмертия.
С другой стороны, столь масштабная индустрия, где одновременно использовались тысячи алмазных пил, алмазных сверл, где крутились алмазные фрезы, работали ручные станки с алмазными абразивами для выравнивания поверхностей — все это требовало развитой алмазодобычи. И мы знаем, что в центральной Африке и на юге континента издревле существовали рудники (помните — «Копи царя Соломона»?). Оттуда алмазы доставлялись в Египет мешками… Хотя буйволиную кожу алмазы легко прорежут, так что использовались, скорее, какие-нибудь сундуки из красного дерева.
Возможно, читатель уже вообразил вид древних сокровищниц — залы, доверху набитые сверкающими грудами камней! Возможно, так оно и было когда-то. Но за минувшие тысячелетия все эти богатства были разграблены, и сейчас только знак пирамиды на долларовой бумажке напоминает о древних сокровищах. Вероятнее всего, не о грабеже надо вести речь, а планомерном включении немереных запасов алмазов в мировой оборот драгоценностей. Вспомним о царице Клеопатре и Юлии Цезаре, о городе Александрии — средневековом центре науки и культуры. Так накопленные богатства постепенно конвертировались в материальные и нематериальные активы человеческой цивилизации.
И, наверное, не случайно всех завоевателей привлекал Египет: и Наполеон туда приходил с армией, и турки, и войска английской империи, и танки немецкого рейха. Прослеживается в таком пристрастии некая закономерность, Возможно, эти агрессоры пользовались какой-то закрытой информацией. Но не думаю, что на их долю осталось что-то существенное. Ведь технические алмазы древних египтян превратились в сокровища 8-10 тысяч лет назад. Вообще, период использования алмазных пил был очень кратким — следы этой высокой технологии мы находим отнюдь не на каждой пирамиде. Большая часть строений — из кирпичей или бетонных глыб. Судя по всему, использование этой технологии было свернуто, а сама она засекречена.
Причин может быть несколько. Либо добыча алмазов и доставка их прекратились (по каким-то геополитическим причинам). Либо цель была достигнута — воздвигнут Памятник Вечности, а сами алмазы по воле жрецов были превращены в дорогостоящие символы-талисманы, использование которых в технических устройствах — табу. Либо исчерпались запасы камня на близких каменоломнях, а, возможно, параллельно развилась еще одна индустрия: производство искусственного камня — цементно-бетонная технология.
Последнее обстоятельство надо оговорить подробно. Дело в том, что гипотеза о египетском бетоне уже неоднократно высказывалась, но ее многие отвергают, в том числе и сами египтологи. Сложилась странная ситуация. Одни говорят — пирамиды целиком из камня, другие утверждают, что в древности люди знали бетон и пользовались только этой технологией. Как будто на таком масштабном строительстве не могли применяться оба метода! У сторонников бетонной версии главный аргумент — невозможность обработки камня бронзой и трудоемкость подъема блоков наверх пирамиды, где тысячам тягловых рабов негде было бы разместиться.
А противники цементо-бетонщиков указывают на типичный гранит и доломит, которые наличествуют в древних стенах, и несут на себе следы распиловки. На самом деле, правы обе стороны: гранитные монолиты действительно пилились — для этого и служили алмазные пилы, но использовались эти блоки только в нижних венцах пирамид и в невысоких храмах, а вот наверху пирамид блоки, конечно, формовались из цементного раствора. Недавно французский ученые постарались это доказать практически, но историки опять отмахнулись от аргументов строителей-практиков.
Беда в том, что историки, как правило, мало что понимают в строительных технологиях. А ведь существует огромное многообразие формообразующих материалов: гипс, алебастр, цементные смеси. Многообразие наполнителей, множество вяжущих составов, в том числе и с использованием органики (помните, как в раствор русские мастера яичный белок подмешивали?). А самое поразительное — вся эта технология имеет непосредственное отношение к тому, что сейчас называется алхимией. Вы знаете как организован процесс реальной «строительной алхимии»? Сначала натуральный камень-известняк обжигают в печи — под действием ОГНЯ получается негашеная известь — вещество опасное, которым можно кожу на руке или глаз обжечь. Сию опасную субстанцию гасят ВОДОЙ — она шипит, как живая, и выпускает из себя газ — ВОЗДУХ. Получается рассыпчатый порошок, который теперь можно смешать с водой, с разными присадками и получить пластическую массу, которую можно потом долго хранить без доступа воздуха. Но достаточно ее залить в опалубку в смеси с песком или иным наполнителем, как она через некоторое время — схватится, застынет и окаменеет… Разве это все не чудесно?
То, что Египет был родиной алхимических знаний, хорошо известно — древние зодчие, которые освоили этот процесс, не могли не мифологизировать его. Здесь они вживую общались со всеми основными стихиями природы и осуществляли превращение камня в камень — это же волшебство, магия! Поэтому древние каменщики свою технологию держали в строгом секрете. До сих пор непонятно, из чего конкретно возводились античные храмы — из мрамора естественного или же искусственного? Однако уже во времена Рима произошла десакрализация, и цементно-бетонные технологии стали широко использоваться в строительстве. Кстати, в книгах римского зодчего Витрувия «Об архитектуре» описывается применение бетона, а в работах Герона Александрийского того же времени даже описаны формы щелей для такелажных работ и виды замков для зацепления бетонных блоков. Такие же щели можно обнаружить на древнеегипетских плитах — там, где они предназначались для передвижения при строительстве перекрытий, например.
В заключение — еще пару замечаний. Закономерен вопрос: если вывод об алмазных пилах древних египтян стол очевиден и выглядит столь правдоподобно и естественно, то почему же раньше об этом никто не говорил? Попробую ответить. Во-первых, существует традиция сокрытия определенных знаний — над ними, скажем так, заклятие витает: при всей очевидности их в упор не видят, а если видят — то не понимают, а если понимают — то предпочитают помалкивать. Это не только к алмазным пилам относится. Вот, например, вы думаете, что телескоп изобрел Галилей, а микроскоп — Левенгук? А кто впервые осуществил перегонку нефти и обнаружил очень хорошо горящие фракции, вроде бензина-керосина?
Все эти знания неожиданно всплывали из каких-то анонимных запасников. Во-вторых, современные алмазные пилы и абразивы на основе искусственных кристаллов углерода появились совсем недавно, а их широкое, очевидное для всех, применение — заслуга только сегодняшнего дня. То же самое относится и к использованию строительных смесей — раньше об этом знали лишь специалисты. А сейчас, например, в Красноярске мостовые делаются из крепкого искусственного камня — плитки самых разных форм, а на площадях стоят — из гранита и мрамора вырезанные алмазными пилами — колонны, шары, плиты-парапеты. Дома строятся из монолитного бетона, со скользящей опалубкой, на бетонных плитах выдавлены узоры, похожие на иероглифы, по чуть затвердевшему слою ротбанда вырезаются художественные барельефы.
Да, и личный опыт домохозяев: когда дрелью сверлишь стену и чувствуешь, что алмазное сверло идет как в масло… Так что, просто удивительно, что серьезный разговор о древнеегипетских технологиях начинается столь поздно. Короче говоря, историкам надо оставить пустые споры, а просто сходить в камнерезную мастерскую и посмотреть, как вгрызается алмазная пила в твердую поверхность агата или малахита.
Впрочем, я не хочу выступать с поучениями. Изложенную здесь гипотезу надо проверять. Поэтому, хочу попросить всех, кто намеревается побывать в Египте — поищите в песке вокруг пирамид , и , если кто найдет алмаз , не сочтите за труд — сообщите мне. Тогда правдоподобная теория получит полное и абсолютное подтверждение. Кроме того, было бы интересно узнать, высказывалась ли кем-то ранее гипотеза об алмазных пилах древних египтян, и делалось ли что-то для установления истины в этом вопросе. Буду рад найти сторонников своей версии.