ИСО 9000 представляет собой ряд международных стандартов, которые приняла Международная организация по ИСО в марте 1987 года.
Более чем в 90 странах всего мира они взяты за основу национальных стандартов, хотя имеют лишь рекомендательный характер. Например, в Российской Федерации некоторые стандарты качества утвердили в качестве государственных стандартов, кратко именуемых ГОСТ.
Чуть позже, а именно в 1994 году вышло еще 24 новых основных стандартов из той же серии, которые пронумерованы начиная с 9000 и заканчивая 10000. Уже в 2000 году было решено выпустить последующую серию стандартов с нумерацией 9000:2000.
Кстати говоря, такое большое число основных стандартов вызвано многими внешними факторами, которые бы улучшили, подготовили и обучили персонал и многое другое.
Стандарты ИСО, имеющие нумерацию 9000 от1994, года разделяют на три группы, которые выделили специалисты:
1. К первой группе относят важные базовые стандарты:
Сюда относят 4 стандарта ИСО, начиная с сертификата исо 9001 и заканчивая 9004.
2. Следующая группа включает в себя стандарты поддержки.
Благодаря этим стандартам происходит оказание необходимой помощи.
3. Последняя группа направлена на особую деятельность, которая напрямую связанна с методическими руководствами.
Очень важно, что самой главной чертой данных стандартов является их уникальность, а также универсальность. Таким образом, их можно применять абсолютно к любому виду деятельности.
На данный момент существует ряд принципиальных и существенных отличий новой версии стандартов:
• В первую очередь в таких стандартах рассматриваются вопросы об определения ожиданий клиента, а также его удовлетворенность.
• В большей степени в новой версии подчеркивают ответственность руководства за качество товаров.
• В стандартах подробно рассматриваются реальные процессы во всей деятельности организации.
• Намного улучшена возможность интеграции с другими важными системами.
• Появилось немаловажное требование измерение удовлетворенности клиента.
• Благодаря новой стандартизации выдвинуты требования, направленные на управление ресурсами.
• Введено применение новых терминов, которые ясно изъясняют суть требования и исключают какую-либо путаницу.
• Требования теперь относятся ко всем организациям вне зависимости от их отрасли, их размеров и выпускаемой ими продукции.
Как известно стандарт ИСО 9000 является очень важным стандартом качества, который хотелось бы выделить отдельно. Также нельзя оставлять без внимания и то, что один из самых главных стандартов, обязывает предприятие максимально точно описать все аспекты производственной деятельности. Вот самые основные пункты:
1. Ответственность руководства.
2. Анализ контракта.
3. Управление данными и документацией.
4. Система качества.
5. Управление проектировочной деятельностью.
6. Прослеживаемость продукции, а также ее идентификация.
7. Закупки.
8. Обслуживание.
9. Статус контроля.
10. Контроль и испытания.
11. Внутренние проверки качества.
12. Управление процессами.
13. Статистические методы.