Свежи еще в памяти времена, когда люди пополняли счет мобильного телефона на определенную сумму, а затем очень быстро разговаривали только по сути. Положив на счет 25 грн, не слишком общительный человек мог расходовать их хоть полгода, обходясь без поплнений.
Платим за телефон ежедневно
Однако в последнее время операторы все чаще стали предлагать тарифы с ежедневной абонентской предоплатой. Суть заключается в том, что каждый день со счета абонента снимается абонентская плата – определенная сумма денег (от 0,70 грн до 6,38 грн), и предоставляется пакет услуг. Таким образом, в каждый оплаченный день абонент может тратить определенное количество бесплатных или недорогих минут на звонки внутри сети, а также на разговоры по другим направлениям.
Иногда сюда прилагается мобильный интернет либо же бесплатные смс– или ммс-сообщения. Но и платить за этот набор приходится дороже: от 25 до 200 грн ежемесячно. Кроме того, такое предложение делает невыгодным пользование сразу несколькими телефонами. С тремя трубками по 30-35 грн в месяц человек имел возможность за 100 грн не ограничивать себя в общении. Теперь обслуживание нескольких телефонов обойдется дороже.
Абонплата взимается автоматически
Например, оператор «Киевстар» предлагает подобные условия в тарифных пакетах «Большая семья» (абонплата 0,70 грн/день), «Единая страна» (1,33 грн/день), «ХХL» (3,72 грн/день), «Свобода» (6,38 грн/день) и многие другие. Мобильный оператор МТС предлагает тарифы «Супер МТС без платы за соединение и пополнение» – абонентская плата по условиям составляет 0,74 грн/сутки, «МАХ Energy» – 1,28.
А оператор «Life», к примеру, предлагает тарифный план «Безумный день» с абонплатой 1,26 грн/сутки. Условия достаточно выгодные, за исключением одного «но» – в большинстве тарифных планов снятие абонплаты происходит автоматически, и даже если вы не пользуетесь телефоном, абонплату все равно спишут. Например, в пакете «MAX Energy» (МТС) для получения бесплатных 1500 минут, смс в сети и 1500 Мб интернета необходимо пополнить счет на сумму от 35 грн одним платежом.
При этом со счета снимается ежедневный платеж в размере 1,28 грн, что обойдется в 38,4 грн в месяц. Стоимость же минуты разговора с абонентами МТС после исчерпания 1500 бесплатных минут составляет 0,75 грн, а смс-сообщение после исчерпания лимита – 0,60 грн. 1 Мб сверх «пакетных» стоит 7 грн (без учета НДС и сбора в Пенсионный фонд).
Также может возникнуть необходимость за 10 грн (без сборов) активировать услугу «100 минут абонентам по Украине» или 15 грн (без сборов) за «2500 минут в сети МТС», которые предусмотрены в данном тарифном плане. А если этого не хватит на общение, то за минуту разговора с абонентами Украины нужно будет платить 1,20 грн. То есть, как ни крути, а выложить минимум 50 грн в месяц придется.
Теперь подсчитаем расходы за 30 дней в тарифном пакете «XXL» («Киевстар») с учетом того, что за каждые сутки со счета «слетает» абонентская плата в размере 3,72 грн. Получается, только на абонплату в месяц уйдет 111,6 грн, и это без учета трат на смс и ммс, а это 0,50 и 1 грн по Украине и 1,5 и 5 грн за границу соответственно. И хотя здесь предусмотрено 200 бесплатных минут в день для звонков на «Киевстар», Beeline и «Голден Телеком» и 30 бесплатных минут на других операторов, потратить меньше 115 грн в месяц не получится.
Только в тарифе «Супер Свобода» (МТС)абонплата не взимается, если абонент не осуществляет никаких операций с телефоном. В call-центрах мобильных операторов сказали, что возможно заблокировать номер, чтобы абонплата, предусмотренная тарифным планом, не взималась.
Для этого нужно позвонить оператору, и тогда номер заблокируют и дадут пароль разблокировки. Этот пароль абонент должен будет назвать, чтобы снять блокировку со своего номера, когда он решит вновь пользоваться услугой, но звонить в call-центр при этом придется с другого номера.
Абонент определяет выгоду
Глеб Вышлинский, замдиректора исследовательской компании «GfK Ukraine», считает, что операторы ужесточают условия из-за общего снижения количества клиентов.
– Операторы мобильной связи пошли на фиксированную сумму пополнения, а также активно предлагают новые услуги, потому что в последнее время у них существенно снизились возможности увеличения доходов, – объясняет эксперт.
– Статистика показывает, что абонентская база операторов не увеличивается, и даже наоборот – темпы подключения к мобильной связи новых абонентов затормозились где-то до 2% в год. В связи с общей экономической ситуацией люди ограничивают расходы на мобильную связь. То есть операторы в убытке и предлагают абонентам более дорогие пакетные решения и более широкий спектр услуг.
По словам эксперта, в этот «пакет» от операторов включили минуты на общение, смс, мобильный интернет. Но выгоден ли будет конкретному абоненту тариф с предоплатой – решать только ему, в зависимости от потребности.