«Государство в смартфоне», так назвал Владимир Зеленский систему электронного правительства (E-Government) в своей предвыборной программе и анонсировал в деталях 23.05.19 на iForum в Киеве.
Я люблю системный подход, поэтому структурируем подход к вопросу.
E-government или электронное/цифровое правительство — это возможность для любого гражданина страны, используя девайсы для электронной/ цифровой коммуникации, как то: смартфоны, планшеты, компьютеры и тд., через сети телекоммуникаций и интернет иметь доступ к онлайн услугам и контенту государства.
Соответсвенно, мы видим три основных компоненты:
- Наличие развитой телеком инфраструктуры, позволяющей обеспечить широкополосным качественным интернетом каждого гражданина страны;
- Доступность онлайн услуг и контента государственных органов в электронном виде.
- Наличие цифровой и компьютерной грамотности у населения
ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ СЕЙЧАС в имплементации e-Gov?
Самый простой способ сравнения — это индексы, где сравниваются разные страны. Возьмём тот же индекс, который использовал Президент в своём выступлении — индекс ООН.
Общий индекс развития электронного правительства в Украине — 82 место среди 193 стран. Не так уж плохо, но посмотрим за счёт чего мы находимся на этом месте.
Индекс рассчитывайся по трём компонентам, указанным выше.
Самая плохо развитая компонента из трех указанных выше — это телеком инфраструктура — 0,43 ( собственно говоря 43% из 100 возможных).
Уровень доступности онлайн услуг — 0,56 и самый продвинутый — индекс развития населения с точки зрения цифровой грамотности — 0,84.
Уровень развития инфраструктуры ШПД ежегодно оценивается ITU (ICT development index). За 2017 год Украина занимает 79 место из 176 стран, далеко позади Польши, Румынии, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и Молдавии.
ЧТО ДЕЛАЛОСЬ РАНЕЕ
В 2015 году было создано Агенство електронного урядування. И совместно с Министерством экономики небольшая честь административных услуг была автоматизирована. Но все застопорилось из-за «ведомственного» подхода к данным и реестрам, из-за отсутствия ресурсов, компетенции, системности и финансирования. Выделенных из бюджета денег не хватало ни на один из этапов проекта. Большая помощь и финансовая и ресурсная предоставлялась USAID.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?
Из понимания ситуации по трём ключевым компонентам и вытекает стратегические направления «плана работ» для государства:
1В первую очередь необходимо развитие цифровой инфраструктуры и ШПД интернет доступа. 2Далее — доступность и наличие онлайн услуг. Разработать услуги на онлайн платформе и приложение для смартфонов можно достаточно быстро, но полноценного доступа и наполнения к ним не будет из-за неразвитой инфраструктуры и отсутствия качественного интернета за пределами мегаполисов.Проект «Лифт» со сбором информации от ИТ комьюнити и всех желающих об идеях цифровизации поможет вовлечь в процесс генерации идей всех желающих. Справедливости ради надо сказать, что таких идей и даже волонтерских проектов типа iGov было предостаточно с 2014 года, но все они не системные, и без финансирования и ресурсов не решают государственных задач.
3У Украины есть ещё один челлендж — это автоматизация бизнеса процессов в самих госорганах.Без этого не будет работать ни одна онлайн государственная услуга. И там настолько все запущено, что проще все устаревшие системы списать, вместе с компьютерами, чем пытаться из всего этого что-то «слепить».
И недостаточно будет просто сделать электронный документооборот. Поскольку это будет автоматизированный хаос.
Необходимо начать, говоря бизнес языком, с новой оргструктуры правительства и министерств и ре-инженеринга бизнес процессов.
Количество занятых служащих резко сократится, при грамотной автоматизации процессов.
Административная реформа всех органов государственной власти должна идти параллельно с «цифровой реформой».
Автор: Лена Минич