Культура Новости

Европейская академия кино раздала свои призы в Берлине

В Берлине вручены призы европейского кино, ежегодно присуждаемые Евроакадемией: два главных из них отправились в Данию. Интригу конкурса составило состязание двух фильмов из этой страны. Европейским фильмом года признана «Меланхолия» Ларса фон Триера, а европейским режиссером года назвали соотечественницу Триера Сюзанну Биер — постановщицу картины «Месть».

Вопреки стенаниям об упадке европейского кино (в контексте заката самой Европы), в этом году оно было представлено вполне достойно. В числе номинантов оказались такие известные режиссеры, как Аки Каурисмяки и Бела Тарр со своими новыми прекрасными работами (они, впрочем, остались без наград), а также братья Жан-Пьер и Люк Дарденны, чей «Мальчик с велосипедом» награжден призом за лучший сценарий.

Мало того, в конкурсе оказались «Король говорит!» Тома Хупера — фаворит прошлогодней оскаровской гонки, а также «Артист» Мишеля Хазанавичюса, на которого недавно посыпался дождь призов от американских кинокритиков. Но в Европе «Артиста» наградили только за музыку, а «Короля» — видимо, сочтя, что он и так в золоте и к тому же не совсем европейский, — ограничили призами за лучший монтаж и лучшего актера: естественно, им стал Колин Ферт.

Самым сильным соперником Ферта в списке номинантов был Мишель Пикколи с его ролью в фильме «У нас есть папа», но французского ветерана фактически вывели из конкурса, наградив специальным призом за вклад в кинематограф.

Сенсацией стало решение евроакадемиков отдать самую главную награду Ларсу фон Триеру, который, несмотря на зрелый возраст, по-прежнему выступает как неисправимый «анфан террибль» европейского киноистеблишмента. В этом году Триер отличился в Канне скандальными репликами на пресс-конференции, которые были интерпретированы как выражение симпатий к нацизму, и получил титул персоны нон грата на Каннском кинофестивале.

Во Франции на фон Триера даже завели уголовное дело, а режиссер в ответ назвал французов «настоящими нацистами». Теперь фон Триер старается вовсе не особо светиться на публике, чтобы не «ляпнуть» снова что-нибудь непотребное. Не явился датчанин и на церемонию вручения европриза (награду приняла его жена, Бенте Фроге). Возможно, отсутствие режиссера устроило Европейскую киноакадемию, решившую проявить благородство и поддержать «оступившегося гения». Помимо титула лучшего фильма года, «Меланхолия» получила призы за работу оператора и художника.

Пикантность фестивальной ситуации заключалась в том, что вторую по значению награду — «Европейский режиссер года» — отхватила Сюзанна Биер, та самая соотечественница Триера, которая стала объектом одной из его неполиткорректных реплик («Я не против евреев, но когда я встретил Сюзанну Биер…»).

Триер, конечно, сказанул лишнего, пишет «КоммерсантЪ-Украина», но его раздражение можно понять. Режиссера, поднявшего на своих плечах датское кинокоролевство и сделавшего его одним из самых мощных в Европе, за океаном дискриминируют: его фильмы не прокатывают в Америке и не выдвигают на «Оскар». Зато Сюзанна Биер делает там успешную карьеру, а правильная, политкорректная и совершенно посредственная «Месть» поощряется «Оскаром» как лучший иностранный фильм.

Своим соломоновым решением, пишет издание, европейские академики хотят сказать: «Мы — за высокое искусство, поэтому награждаем «Меланхолию». Но мы все равно не прощаем Триеру его выходки и вот, в пику ему, назначаем лучшим режиссером оскорбленную Сюзанну Биер». Выглядит эта комбинация просто смешно, ведь в режиссерской номинации встретились Триер, Каурисмяки, Тарр и Дарденны. Победа Сюзанны Биер над ними всеми может убедить только тех, кто любит интриги, а не искусство.

На этом фоне распределение остальных наград уже не кажется принципиально важным, хотя и в нем обнаруживаются, мягко говоря, спорные решения, а то и явные нелепости, продолжает «КоммерсантЪ-Украина». Так, актрисой года избрана Тильда Суинтон за роль несчастной матери малолетнего преступника в фильме «Что-то не так с Кевином».

Не умея играть плохо, британская актриса повторяет приемы, много раз отработанные в гораздо более органичных воплощениях. Надо сказать, что все ее соперницы по этой номинации — Кирстен Данст и Шарлотта Гензбур из «Меланхолии», Сесиль де Франс из «Мальчика с велосипедом» и Надежда Маркина из «Елены» — сыграли свои роли интереснее.

В номинации за лучший документальный фильм награда была практически предопределена: ее получил Вим Вендерс, один из основателей Евроакадемии, за свою самую успешную работу последних лет — «Пину».

Напомним, что в прошлом году на награду Европейской киноакадемия претендовал фильм украинца Сергея Лозницы «Счастье моё» (Украина-Германия-Нидерланды).

Справка

Европейская киноакадемия (European Film Academy, сокращённо EFA) — влиятельная общественная организация, насчитывающая около 2000 членов, объединенных общей целью продвижения европейского кино.

Кинофорум, организованный в 1988 году по инициативе Ингмара Бергмана, учредил кинопремию European Film Awards, которая вручается в Берлине каждый нечетный год — по четным годам церемония награждения проходит в различных европейских городах.

По материалам: «КоммерсантЪ-Украина».

(Всего 4, сегодня 1)

Похожие новости

Группа «Иван Купала» впервые за десять лет выпустит новый альбом

newsmaker

Депозиты могут стать более прибыльными

newsmaker

Группа «ВВ» обещает грандиозное космическое шоу на своё 25-летие.

newsmaker

Оставить комментарий